С размещением «Искандеров» между натовскими Польшей и Литвой в российском анклаве вопрос о компетенции России не возникает. А вот в случае их появления на белорусском западном форпосте Союзного Государства (России и Белоруссии), о чем говорилось на заседании белорусского Совбеза, вопрос о такой компетенции, экстерриториальности иностранных баз, может возникнуть.
По заведенным еще с советских времен правилам, в последний месяц календарной зимы на стол руководства страны ложатся годовые отчеты, проверенные спецкомиссией силовых структур- опоры правящего режима. Если в Советском Союзе таким руководством было всесильное Политбюро, то сегодня — это Совбезы в союзных России и Белоруссии.
Тревожный Совбез
На первом в этом году заседании белорусского Совбеза его главой была высказана особая тревога и крайняя обеспокоенность за происходящее в этом, по сути, разрушенном доверии в мире. В открытой части произнесенной речи на этом заседании констатировались далеко не все истинные причины происходящего нарастания напряженности между различными полюсами сил, уже поставившей мир буквально на порог большой войны. В первую очередь, речь идет о кризисе в отношениях России с США и с Западом в целом, возникшем после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе.
И место суверенной Белоруссии в обозначенном раскладе противостояния представляется с трагичной перспективой, не до конца осознаваемой минскими архистратегами. А объявленная готовность послать несуществующее в реальности количество белорусских миротворцев и вовсе озадачило всех участников и наблюдателей украинской трагедии. Видимо поэтому, официальное сообщение о встрече в Мюнхене главы МИД РБ со спецпредставителем по Украине Госдепа США не сопроводили (в отличие от других там встреч министра) иллюстрацией, что могло вызвать сомнения о месте встречи.
Но, как надо понимать из последовавших заявлений некоторых членов Совбеза, возникшая ситуация с суверенной Белоруссией выглядит далеко не безнадежной с собственной компактной и мобильной армией. Как всех слушателей заверяют, в высокой степени готовности находятся и остальные структуры силового блока. Вроде как видимых причин сомневаться в несущих опорах режима нет.
«Русская тройка» над Белоруссией
Вместе с тем, некоторые внимательные наблюдатели не склонны воспринимать случайными совпадениями прозвучавшие заверения о готовности быть западным форпостом виртуального СГ и вдруг снова возникшей напряженностью из-за молочной продукции между его двумя частями. О руководителе Россельхознадзора, против которого по прямому приказу главы белорусского Совбеза продолжают «копать» силовики из МВД, сегодня что-то уже ничего не слышно. На арену вышел «тяжеловес», министр сельского хозяйства Ткачев, публично высказавший свою поддержку действиями Россельхознадзора.
Например, вице-премьер по ВПК Рогозин прекратил ездить после своего фиаско с попытками приобрести на своих условиях лакомые куски белорусской оборонки. И возникли тогда у белорусов известные и неизвестные проблемы с совместными оборонными заказами. Когда об этом вспоминают, то вполне понятными воспринимаются упреки главы белорусского Совбеза в адрес Москвы, где, по его словам, не понимают всю значимость, необходимость помощи в оснащении белорусской армии новейшими образцами российского вооружения. Надо так понимать, на условиях белорусского потребителя, которые для Кремля неприемлемы. Какие результаты принесет идущий оружейный торг между союзниками, спрогнозировать сложно. Как и вообще поведение правителей двух частей СГ без оборонной составляющей.
Как известно, эта сфера особого внимания министра обороны Шойгу, чьи ракетчики с ЗРК «Искандер» недавно появились в Калининградском анклаве. Некоторые польские и другие эксперты это назвали шантажом и реакцией на скорое появление американских систем ПРО «Пэтриот» в Польше.
Вопрос о компетенции
Известно, что глава российского Совбеза как-то отмечал, что управление этими системами будет находиться исключительно в компетенции США, а не Польши или НАТО. Понятно, что с размещением «Искандеров» между натовскими Польшей и Литвой в российском анклаве вопрос о компетенции России не возникает. А вот в случае их появления на белорусском западном форпосте СГ, о чем говорилось на заседании белорусского Совбеза, вопрос о такой компетенции, экстерриториальности иностранных баз, может возникнуть вопреки, например, некоторым заявлениям белорусского министра обороны, которые иногда воспринимаются слушателями по-иному, чем заявления других руководителей о вероятном противнике и возникающих угрозах. Такое впечатление, что конкретные угрозы не фиксируются в уже принятых доктринах, а имеют ситуативный характер. Ну, как с мозговедческими рассуждениями о «ситуативном нейтралитете» белорусского государства. Насколько известно, на упомянутом заседании Совбеза, никто не посмел оспаривать таким нейтралитетом тему западного форпоста. А скорее всего-осажденной крепости.
Секретарские полномочия
Важно тут учитывать, что работают аппараты совбезов над возникающими угрозами ежедневно, а не от заседания к заседанию. И вес, влияние их руководителей (секретарь и госсекретарь) в политических руководствах двух стран далеко не равновелик. Да и уровень внимания СМИ у них разный. Все чаще звучат мнения, что отнюдь не случайны нынешние попытки дискредитации секретаря российского Совбеза с кокаиновым грузом из Аргентины накануне перевыборов 18 марта своего руководителя. Мол, за ними стоят силы пытающиеся вмешаться в предвыборную кампанию в РФ. Не исключено, что нынешние действия против секретаря Совбеза могут обернуться непредсказуемыми последствиями и для союзников. Особенно, когда периодически стал исчезать из публичного пространства хозяин Кремля. Непредсказуемый и нервный Кремль опасен для всех. Может быть, поэтому на последнем заседании белорусского Совбеза и прозвучали некие туманные намеки, обещания, что только после 18 марта состоится серьезный разговор с предсказуемым победителем. На этот раз, как-то мало представляется будущий разговор очередным и ставшими уже с привычными уступками Кремля. Да и вопреки радужным прогнозам популяризаторов правящего режима и цифровых дипломатов, последние решения Брюсселя продлить ограничительные меры в отношении Белоруссии еще на год — до 28 февраля 2019 года не оставляют надежд на успех политики односторонних уступок.