В период правления Насир-ад-Дин Шаха Каджара (вторая половина XIX века — прим. пер.) прибывающие в Персию иностранцы неоднократно участвовали в праздновании традиционного иранского Нового года, Ноуруза, и даже вмешивались в церемонии (для них это было нечто вроде оккультизма), из-за чего некоторые связанные с праздником обычаи изменились. В частности, обычай новогодней трапезы. О некоторых произошедших в праздновании Ноуруза изменениях рассказал собеседник информагентства «Исна» эксперт Хушанг Джавид. Текст беседы приводим здесь и мы. Прежде всего Джавид пояснил, что одним из заметных изменений, коснувшихся традиций новогодней трапезы, стало появление на праздничном столе красной рыбки в миниаквариуме. И, по его словам, это изменение восходит как раз к эпохе династии Каджаров. И о красной рыбке ничего не говорится в посвященных доктрине празднования Ноуруза древних текстах. Да и сейчас, если вы спросите о праздновании Ноуруза у наших соотечественников, придерживающихся древнего верования зороастризма, рассказывает Хушанг Джавид, они ничего не скажут вам о красной рыбке. Тем не менее она присутствует среди обязательных предметов (семи предметов, названия которых начинаются с буквы «син», или «хафт син» на фарси), выставляемых на новогодний стол.
Точно также приезжавшие в Персию французы привнесли обычаи различных видов игр вокруг огня, которые обычно проводятся в ближайшую среду, примерно спустя две недели после новогодней ночи. Произошло это также в эпоху Каджаров, добавляет Джавид. До этого в народе существовал обычай разводить большой костер и играть вокруг него. Это тоже было частью празднования Нового года. Позднее традиция обогатилась различными инокультурными компонентами.
Happy #Nowruz pic.twitter.com/TfaAOWNsFC
— Infinity Cosmos™ (@astrography__) 20 марта 2018 г.
Наш эксперт, рассказывая о том, что иранцы до сих пор выставляют на новогодний стол (как и на свадебный) чашу с водой, в которой плавает апельсин, так объяснил причины появления этой детали празднования. Еще до того как иранцы осознали, что Земля круглая, они догадывались об этом и том, что Земля не одинока во всей огромной Галактике. О плавающем в воде апельсине как загадочном символе имеется множество рассказов, с ним связано много тайн. Одна из загадок связана с тем, что апельсин считается плодом дружбы и любви, именно из-за того запаха и аромата, который он дает, находясь в воде. Знаменитые иранские поэты часто упоминали апельсин в своих стихах и двустишиях.
Сама вода, продолжает Джавид, — это также одно из благ, которыми Господь наделил человечество, чтобы оно могло выжить, поэтому люди пользуются водой с самыми разными целями. В день весеннего равноденствия (на которой и приходится Ноуруз, то есть на 21 марта) Земля словно завершает свой годовой цикл. И люди считали, что Земля как бы рождается заново и начинает новый цикл. Поэтому они бросали в воду апельсин, яблоко или гранат, и вращение плодов в воде уподоблялось вращению Земли.
Для сервировки стола, продолжает эксперт, использовались и сухофрукты, сейчас их нередко заменяют свежими фруктами. Помимо «хафт сина», у нас еще есть «хафт шин» или «хафт чин» (буквально, на фарси, «семь плодов» или предметов, названия которых начинаются на букву «шин») — так на столе появляется еще и патока (на фарси «шербет») и ее различные виды. У новогоднего и свадебного стола (который тоже символизирует обновление или начало новой жизни) есть много общего — на обоих в обязательном порядке выставляются пророщенная зелень (обычно овес), мед, вода и зеркало.
Джавид рассуждает о том, что ни в какой другой стране мира нет такого разнообразия религий и традиций, которые в то же время сформировали единство: «У нас в стране существует единство, которого, пожалуй нет, ни в одной стране мира — оно наднациональное и надрелигиозное, что очень важно. У нас в стране Ноуруз чтут и отмечают и зороастрийцы, и народ священной религии (ислама). Туркмены, согласно их религиозным особенностям, Ноуруз отмечают довольно скромно. Но в других районах нашей страны проводятся более масштабные национальные фестивали, и это приобретает все большую силу».
#Nowruz is the name of the Iranian New Year also known as the Persian New Year. It is celebrated worldwide by the Iranians, along with some other ethno-linguistic groups, as the beginning of the New Year. pic.twitter.com/letYKGevgH
— S/A Culture X Feminism (@SouthAsianFem) 20 марта 2018 г.
В национальных традициях есть некие особенности, которые приобретают глобальную силу: они охватывают весь мир, и на них смотрят, как бы вне чисто религиозных правил и установок. И мы также не можем говорить о том, чтобы наши священные (шиитские) имамы смотрели бы на традиции Ноуруза как на что-то ложное и ошибочное. И имам Джафар Садык (мир Ему), и Пророк (да будет доволен им Всевышний), и имам Али (мир Ему), и имам Реза (мир Ему), — они все реагировали на Ноуруз очень возвышенно, красиво и отстраненно, и их установления (относительно праздника) были глубоко продуманы, неспешны, и приняты они были после долгих размышлений. Сегодня традиции Ноуруза, после мусульманских, стали грандиозными ритуалами, и традиция эта, также как и чисто религиозные обряды, не прекращается, она идет вместе с ними, а не вопреки им.
Исследователь также отмечает, что традиций, связанных с проведением новогоднего праздника, довольно много, какие-то из них больше подверглись влиянию ислама, какие-то — меньше. Однако главное в них — это надежда и вера в будущее, что всегда приходит с наступлением Нового года. Не сомневайтесь: покуда иранцы соблюдают все традиции, связанные с Ноурузом, будет и вера в грядущее, и она будет высока. Ведь все семьи, даже и те, достаток и финансовое благополучие которых сегодня невелики, выполняют традиционную предновогоднюю уборку в доме, поскольку с Новым годом всегда связаны определенные надежды.
Покуда есть эти традиции, есть в каждом из нас и то, что помогает нам ощущать себя иранцами, продолжает исследователь. Именно это дает иранцу дополнительную веру и надежду на будущее. Традиции и обычаи иранской культуры приучают к таким качествам, как единодушие, солидарность, национальное единство, чувство благодарности за те блага, которые дает нам Всевышний, и это исключительно важно сегодня.