В Москве на Красной площади состоялся традиционный военный парад в честь Дня Победы. Россияне, в отличие от остальной Европы, празднуют окончание войны на старом континенте на день позже, чем принято в Европе.
Они объясняют это тем, что о завершении последних боевых операций стало известно, когда в Советском Союзе уже наступил новый день (из-за разницы во времени).
В целом ничего необычного: военный парад, каких на Красной площади в советские и новые времена были уже десятки. Участие в параде приняло более 13 тысяч солдат, почти 160 единиц наземной военной техники, а также 75 самолетов и вертолетов. Среди них, пожалуй, отмечу два истребителя пятого поколения Су-57 и современные МиГи 30К (так в оригинале — прим. ред.) с гиперзвуковой ракетой «Кинжал», о которой несколько недель назад во время очень театрализованного шоу с демонстрацией видеоматериалов рассказал сам Владимир Путин.
Нелюбовь к России
Нынешнее торжество в столице Российской Федерации напомнило мне важную мысль, недавно высказанную российским политологом Дмитрием Орешкиным в связи с другим празднеством (президентской инаугурацией Владимира Путина): «Чем общество архаичнее, тем важнее в нем роль ритуалов, продуманных до мельчайших деталей».
Золотые слова, отсылающие даже не к российской истории, а, скорее, к китайским и египетским правящим династиям. Нам стоит порадоваться тому, что мы, по крайней мере, пока не живем в стране, которой нечто подобное необходимо для существования.
Как минимум 20 миллионов, которые стали русской, точнее советской, военной жертвой, разумеется, и сегодня заслуживают почитания и восхищения. Другое дело, что День Победы в России превратился в главное событие года.
В России постоянно отсылают к истории 75-летней давности, хотя российскому государству, несомненно, ради собственных граждан стоило бы жить настоящим. А оно уже не столь блестящее: у современной России ни в Европе, ни за океаном существенных союзников (пожалуй, за исключением Венесуэлы) нет.
Скорее ситуация соответствует тому, что несколько дней назад написала видный российский политолог Лилия Шевцова: «Мир перестал Россию любить. Даже те нации, которые прежде испытывали к нам — как, например, немцы — романтические чувства, успели от них излечиться. Россия теряла симпатии мирового сообщества на протяжении последних двух десятилетий. Но резкий поворот к нелюбви произошел после нашего крымского „гамбита"». И это более чем понятно.
Ни один разумный человек, конечно, не будет оспаривать гордости России за славную историю. Однако в интересах самих россиян задуматься над словами таких людей, как Лилия Шевцова.