Чемпионат мира по футболу в России идет полным ходом, и все противники футбольного сумасшествия вынуждены признать, что футбол — это планетарный феномен, который благодаря своей популярности преодолевает границы, неподвластные другим достижениям цивилизации.
Мяч за домом гоняют мальчишки и в Англии, и в Иране, и в Китае, и все они мечтают о том, что превратятся в таких же звезд, как Кришитиану Роналду и Лионель Месси. Не устояли перед футболом даже совершенно антизападные во всех отношениях анклавы мира. Ведь и сам Усама бен Ладен был горячим поклонником «Арсенала».
Где еще, кроме чемпионата мира по футболу, представляется возможность посмотреть, как на поле встречаются абсолютистская монархия, где еще недавно женщинам запрещалось водить автомобиль, и государство, которое ведет кибернетическую гибридную войну против западного мира? А именно такой встречей стал первый матч между Россией и Саудовской Аравией. Однако подобные вещи во время чемпионата мира по футболу роли не играют.
Владимир Путин и саудовский наследный принц Мухаммед ибн Салман, сидя рядом друг с другом в ВИП-ложе, могли насладиться убедительной победой хозяев (россияне победили со счетом 5:0). На 90 минут главы этих государств забыли обо всех разногласиях, которые разобщают их, в том числе в связи с конфликтом на Ближнем Востоке. То, что не удалось демократизации, секуляризации и правам человека, удалось футболу — объединить людей разных культур, религий и стран.
Христианская мужественность
В истории футбола принципиальную роль играет влияние разных христианских церквей. Современный футбол берет свое начало в Англии 16 века, однако местное духовенство долго возражало против него. Ситуация начала постепенно меняться в 19 веке. В индустриальной Англии множество существующих до сих пор клубов возникло близ костелов. Ливерпульский «Эвертон» первоначально назывался «Сент-Доминго»: при методистской церкви Святого Доминго его основал преподобный Бэн Свифт Чэмберс. Он был сторонником здоровой христианской мужественности, которую, по его мнению, футбол помогал развивать. Стадион «Эвертона» «Гудисон Парк» до сих пор соседствует с англиканской церковью святого Луки, поэтому клуб отказался от проведения игр по утрам в воскресенье, чтобы не мешать мессам.
В 1885 году воскресная школа в англиканской церкви святой Марии в южноанглийском Саутгемптоне положила начало еще одной команде Премьер-лиги — «Саутгемптон». До сих пор этот клуб носит прозвище «святые». С 2001 года футболисты этого клуба проводят свои игры на новом стадионе, который в 2006 году был назван в честь церкви-основательницы — «Сент Мэрис». Импульс к созданию клуба в конце 19 века дала опять-таки христианская мужественность, которая должна была посредством футбола укреплять разум и дух. Без футбола их могли бы полностью поглотить страсти рабочей жизни промышленной Англии, такие как, например, пристрастие к джину. Подобных примеров связи между христианством и футболом десятки. «Фулхэм», «Болтон», «Тоттенхэм», «Манчестер Сити» и другие клубы в те времена были для молодых мужчин отдушиной в монотонной жизни бедного рабочего класса.
Религия кроется за самым жестоким соперничеством на Британских островах между шотландскими «Рейнджерс» и «Селтик». Город Глазго был разделен между протестантами и католиками. В 1887 году в восточной части города местная католическая община, стремясь искоренить бедность, основала футбольный клуб «Селтик». Соседний клуб «Рейнджерс», созданный в том же году, постепенно стал идентифицировать себя с протестантским анклавом. Так и родилось это соперничество. «Дерби Старой Фирмы» (Old Firm Derby), как называют противостояние этих команд, на протяжении столетий знавало немало инцидентов с религиозной подоплекой с участием болельщиков «Рейнджерс» и «Селтик».
Принято считать, что в 19 веке футбол был хорошим средством, чтобы сгладить конфликт между разными религиозными конфессиями с помощью четких правил и арбитра (судьи). Кроме того, религиозные конфликты, если уж они случались, как в Глазго, ограничивались моментами, когда соперничавшие команды встречались на зеленом поле.
Общество того времени нуждалось в четких правилах, а церковь — в инструменте, способном вернуть молодых мужчин обратно в ее лоно. Футбол обеспечивал и то, и другое, поэтому и приобрел такую популярность. Постепенно футбол стал распространяться по всему миру. Например, футболисты чешской «Спарты» до сих пор играют в красной форме благодаря «Арсеналу», форму которого в 1906 году в Прагу привез функционер этого чешского клуба Петршик.
Стадион вместо костела
Современный футбол, в котором ежегодно только вокруг трансферов крутятся миллиарды крон, уже давно оторвался от христианской мужественности и протестантской морали. Благодаря этому он получил распространение по всему миру, но все же сохранил кое-что от своих религиозных корней. В современном мире футбол, как когда-то религия, дает возможность сложиться определенной коллективной идентичности вокруг команды, за которую люди болеют.
Коллективная ментальность футбольных болельщиков очевидна на каждом шагу. Именно она является причиной иррациональных вспышек насилия между разными фракциями (пример — ежегодные столкновения на играх остравского клуба «Баник» с пражскими клубами), которые остальному обществу совершенно не понятны. Быть болельщиком какой-то команды — значит обладать определенными преимуществами, но и, что главное, выполнять определенные обязанности.
Сакральная терминология в футболе заметна во всем. У каждой команды есть свои опознавательные символы в виде шарфов и формы, есть свой храм в виде стадиона, куда каждые две недели игроки приходят на матч, и есть свои фанатики в виде ультрас и хулиганов, которые относятся к футболу серьезнее, чем все остальные. У каждой команды есть свои легенды, хоралы и прочее. Кстати, сегодня в современных городах футбольные святыни играют такую же доминантную урбанистическую роль, какую в Средние века играли великолепные костелы и соборы.
Но главное, что футбольную команду каждый выбирает для себя, как правило, на всю жизнь и зачастую наследует, как и веру, от родителей. Этим часто пользуются в маркетинге, который рассчитывает на то, что количество болельщиков просто не может начать резко сокращаться. И сегодня оно, напротив, только увеличивается. Если болельщик или игрок решит перейти к другой конфессии/команде, нередко его принимают очень прохладно и все время напоминают, что он встал на правильный путь слишком поздно. Что касается его первоначальных братьев, то, совершив этот шаг, он почти точно заслужит их ненависть по гроб жизни, которую (если говорить об игроках) часто проявляют оглушительным свистом во время игр.
Футбольные болельщики часто обожествляют любимых игроков, и особенно в этом отношении выделяются южноамериканцы. В Аргентине даже посвятили одну церковь Диего Марадоне. Правда, это исключительный пример. И все-таки часто с трибун по всему миру раздаются выкрики: «Он играет, как бог», — а, например, нынешнего тренера «Манчестера Юнайтед» Жозе Моуринью называют Особенным.
В одной команде в лучших лигах сегодня бок о бок играют христиане, мусульмане, буддисты, и болельщики любят их несмотря ни на что (правда, если они играют за «правильную» команду). В странах, где в обычной жизни существуют огромные проблемы с интеграцией иммигрантов, а новоприбывших зачастую подвергают несправедливым проявлениям нетерпимости, представителей тех же народов на стадионах чествуют как героев. Футбол способен хотя бы на 90 минут затмить все те различия, которые в обычной жизни являются для нас непреодолимой проблемой. Многие болельщики «Ливерпуля» могут не переносить мусульман, но все, конечно, любят египтянина Мохаммеда Салаха, который проповедует ислам. То есть религия не ушла из современного мира. Она лишь переместилась за стены футбольных стадионов и на миллионы телеэкранов по всему миру. Вместо креста и полумесяца сегодня мы почитаем смертных, которые творят чудеса с мячом.