Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
От русских, которые не любят смеяться, к китайскому параличу лица: что такое культура улыбки

Что вы знаете о культуре улыбки?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разные народы имеют представления о том, как именно нужно улыбаться. Некоторые очень любят улыбаться, например, американцы, а для некоторых свойственно сохранять серьезное лицо, как русские. На самом деле, улыбка — не только внутреннее состояние человека, но и отражение истории и культуры. Так каково же различие России и США относительно «культуры улыбки»? Русские улыбаются, только когда им платят?

Когда заходит речь о смехе, наверняка вы представляете себе что-то похожее:

Но в действительности это может быть так:

На самом деле существует множество разновидностей смеха, как например, холодная насмешка, горький смех, глумления, высмеивание или коварная усмешка. При этом иногда выражение лица может быть обманчивым. В китайских пословицах есть такое выражение как «за улыбкой прятать нож»: кажется, что это приятная улыбка, но на деле же она таит в себе недоброе.

Разные народы также имеют собственные устоявшиеся представления о том, как именно нужно улыбаться. Некоторые народы очень любят улыбаться, например, американцы, а для некоторых свойственно сохранять серьезное лицо, как например, для русских.

В 2006 году профессор МГУ в области межкультурных исследований разослал опросники 130 студентам из России, США, Германии и Соединенного Королевства. Первым вопросом был:

В общественном месте Вы встретились глазами с незнакомцем: например, на автобусной остановке, около лифта или при поездке в транспорте. Ваши действия:

А) Улыбнетесь, а затем отведете взгляд
Б) Будете смотреть вдаль
В) Будете неотрывно (пристально) смотреть в глаза, затем отведете взгляд

В результате, пункт А выбрали 90% американцев, немцев и англичан и только 15% русских.

На самом деле, улыбка — не только внутреннее состояние человека, но и отражение истории культуры. Так каково же различие России и Америки относительно «культуры улыбки»? Каковы особенности мимики китайцев?

Русские: улыбаться в любом месте в любое время — верный признак глупости

София (псевдоним) — русская женщина, ей 41 год, и последние 10 лет она прожила в Соединенных Штатах. Для себя она обнаружила, что американцы всегда преисполнены огромного воодушевления: будь то ее сосед, официант в ресторане или кассир в супермаркете — на их лицах всегда неустанная улыбка, и при встрече они всегда спрашивают: «Как дела?». По ее мнению, для нее это было бы чрезвычайно утомительно.

София упомянула, что в русской культуре существуют различные манеры проявления вежливости.

Профессор Иосиф, специалист в области когнитивной лингвистики Воронежского государственного университета, прибегнув к научной терминологии, объяснил нам основные различия в данном коммуникативном акте между русскими и другими народами. Его исследование называется «Улыбка в русском общении». Ниже приведены основные положения закона, выведенного профессором Иосифом:

  • Не улыбаться и не бросать пустых слов только из вежливости
  • Русские не любят улыбаться, когда вместе присматривают за детьми или домашними питомцами
  • Улыбаются только тем, кому сами посчитают нужным
  • Улыбаются, когда пребывают в хорошем настроении
  • Не принято улыбаться при выполнении серьезного дела
  • Для каждой улыбки должна быть причина
  • Доволен жизнью? Тогда это повод улыбнуться еще раз

Профессор Иосиф считает, что в действительности, по мнению русских есть только один настоящий повод для улыбки — когда человек удовлетворен своим нынешним материальным благосостоянием. Часто можно услышать, как русские говорят: «А чему тут улыбаться? Деньги еще не заплатили, да к тому же и дел целая куча!» Русские придают значение тому, над чем улыбаться, а не кому дарить свою улыбку, также они не расценивают улыбку в качестве способа общения. Обычно считается, что улыбка олицетворяет счастливую жизнь. Если человек улыбается не по этой причине, то такая необоснованная улыбка — верный признак глупости.

У американцев от природы развиты мышцы смеха?

Кристина Котчемидова — профессор колледжа Спринг-Хилл в США, проводит исследования, в основном, в области гендерных различий и межкультурных коммуникаций. По ее мнению, культура улыбки современных американцев берет начало от крупной эмоциональной трансформации, которая произошла в 18 веке.

Перед трансформацией эмоциональная картина Соединенных Штатов, в основном, была связана с негативными эмоциями, такими как печаль и тоска, поскольку они сами считались символом сострадания и благородства. Находясь под влиянием дохристианской Европы и реформ раннего периода, как американцы, так и сами европейцы считали, что мирские страдания — благородная и необходимая составляющая жизни после смерти. В литературе, изобразительном искусстве и театре этого периода преобладали трагические темы, обычным явлением для Европы было услышать тихий плач в общественных местах. Например, Вольтер и Дидро, как говорят, очень любили плакать.

Позже эпоха Просвещения дала толчок развитию культуры уже в другом направлении. Когда мыслители и деятели искусства начали принимать во внимание разум, они вместе с тем начали верить, что счастье можно обрести и в грешном мире, и после смерти. Культура печали начала сменяться радостью, что в свою очередь оказало влияние на изменение классовой структуры. Зарождающийся средний класс рассматривал способность управлять эмоциями как суть собственной идентичности. Карьерные неудачи и контроль над эмоциональным состоянием оказались связаны людьми воедино, и это привело к тому, что положительные эмоции стали способными подталкивать к профессиональному росту. Наконец, положительные эмоции стали предпосылками к получению должности.

Падение значимости улыбки и Китай с параличом лица: шесть типов мимики китайского народа

В книге «Богат как личность» есть статья под названием «Падение значимости улыбки и Китай с параличом лица: шесть типов выражений эмоций китайского народа», в ней в основном говорится о скрытом беспокойстве, взволнованности и нехватке ощущения безопасности, которые являются истинными причинами шести способов выражения чувств китайцев. Ознакомьтесь с ними:

Китайцы никогда не были богатой на экспрессию нацией, если посмотреть на старые фотографии периода между концом династии Цин и началом Китайской Республики, то сразу можно понять, что следует называть скупыми эмоциями. Некоторые считают, что, с одной стороны, плоское лицо китайцев не подходит для яркой экспрессии, с другой стороны, это результат затаенного и сдержанного характера культуры. Кроме этого некоторые люди также полагают, что, несмотря на эмоциональную скупость, китайцы обладают горячим и чутким сердцем. Помимо этого, они становятся более экспрессивными с возрастом.

Сейчас в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу очень популярна проверка явки на работу при помощи «карточки распознавания лиц», и это еще больше заставляет людей каждый день приходить на работу с готовой гримасой на лице. Спустя продолжительное время незначительные изменения в вашей мимике приводят к появлению мимических морщин, от которых в современных реалиях очень легко избавиться с помощью гиалуроновой кислоты, ботулотоксина, термолифтинга, противовозрастных процедур, а хорошо заплатив, вы получите лишенное всякого выражения неотразимое лицо после пластической операции, за это не стоит и благодарить!

Китайцы выработали шесть типов мимики, и тем самым, привели к утрате значимости улыбки.

Первое: профессиональное выражение лица. Стандартизированная жизнь требует следующей экспрессии: улыбка, обнажающая восемь зубов, чтобы показать, что человеком получено стандартизированное обслуживание. Подобное выражение натренировывается в массовых количествах и сочетает в себе доведенные до автоматизма «Добро пожаловать» и «Выбирайте любое из предложенного». На базе обучения этикета Яцин, расположенной в Нанкине, девушки должны не только упражняться в положении стоя, в движении, совершать повороты и использовать подносы в своих тренировках, также они должны зажимать между зубами палочку для еды, чтобы тренировать стандартную улыбку.

Лэй Цзюнь, председатель совета директоров компании «Сяоми» (Xiaomi), однажды сказал Ван Юну — продюсеру GLOBAL BUSINESS: «И я бывал в Хайдилао, там меня тронула искренняя улыбка обслуживающего персонала. Это была не притворная ухмылка, а самая настоящая улыбка! Все общество носит жеманную улыбку на своем лице, и это особенно характерно для стюардесс».

Стюардесса, оправдываясь, говорила, что, когда люди проходили подготовку, все должны были уметь смеяться, и тот, у кого получалось хуже всех, должен был зажимать между зубами палочку для еды. Но почему же вы все время тренируетесь, а в итоге у всех поголовно на лице улыбка, подобно той, что получается, если зажать между зубами палочку для еды?

Носить фальшивую улыбку не только тяжело, но и вредно для здоровья. Исследование четырех тысяч продавцов и бортпроводников, проведенное Франкфуртским университетом имени Иоганна Вольфганга Гёте, показало, что маска дружелюбности по отношению к другим может привести к подавленному настроению, повышению давления и ослаблению иммунной системы. Если давление будет оставаться высоким долгое время, то это значительно увеличит вероятность возникновения гипертонии или сердечно-сосудистых заболеваний.

Второе: выражение эмоций через символы. Данные информационного центра китайской сети демонстрируют, что по состоянию на конец июня число китайских интернет-пользователей уже достигло 591 миллиона. Люди, у которых в реальной жизни паралич лица, в интернете, напротив, в полной мере выражают свои эмоции. Серьезные в жизни люди также на просторах интернета будут «слать поцелуйчики», «обнимать» и «ковырять в носу». «Эмоциональная премия QQ людям среднего и пожилого возраста» определила интернет-эмоции старшего поколения: они предпочитают Daewoo, динамические эффекты GIF и яркие строки старых стихотворений, любезно и кокетливо общаясь, понимая друг друга без каких бы то ни было разъяснений.

Спрос на смайлики представляет собой огромный рынок. Самый популярный в Китае смайлик Туский уже выкуплен американским Time Warner, новый WeChat 5.0 также взымает плату за тестирование наборов смайликов. В приложении Sticker Me можно разработать собственные стикеры. Приложение бесплатных звонков «Line», которое пользуется широкой популярностью в Японии, предлагает комплекты стикеров по 12 юаней за каждый. В первом квартале 2013 года объем продаж Line составил 17 миллионов.

Третье: условные эмоции. Каждый раз, делая фото, для создания атмосферы непринужденного веселья принято говорить «улыбнитесь!», «скажите — сыр!», но такая улыбка и глазные мышцы остаются неподвижными, и все это выглядит неестественно. Лучше выразить серьезность, будто собирается произойти значительное событие.

Правильный способ фотографирования красивых девушек: угол в 45 градусов, мягкий фотофильтр, большие красивые линзы, надутые губы, сложить пальцы в ножницы, либо подпереть голову рукой. Все следуют этим правилам, а кто пытается отойти от них, считается некрасивым. Надоело смотреть на кадры, сделанные сверху, да еще в придачу на длинноногих девушек с алыми губами и крошечными прищуренными глазами. Все успешные мужчины скрещивают руки, во всем облике и выражении лица улавливается сила духа, будто они покорили мир, хотя на самом деле каждый день беспокоятся о плошке риса.

Суть такого рода экспрессии — показать, что я красивый и успешный. Вы сможете завоевать весь мир, объявив себя девушкой с пышной грудью. И когда вы согласитесь выразить чувства, как это делают красивые и успешные, вы, главным образом, сможете признать, что и сами являетесь таковым.

Четвертое: фирменные выражения. 19 сентября 1982 года профессор университета Карнеги-Меллона Скотт Э.Фальман на странице BBS впервые использовал обозначение улыбки символами :-), и с тех пор это самый популярный смайл. Сегодня 31 год спустя этот смайл по-прежнему популярен. Подобно этому, существует 50-летняя радостное желтое личико, ставшее универсальным языком во всем мире, которое выражает наилучшие побуждения.

Коммерческие бренды также используют эмодзи в логотипах бренда. Спустя долгое время Макдональдс и KFC стали считаться местами, где больше всего ощущаются эмоции счастья, что является движущей силой их дальнейшего распространения. В индустрии развлечений выступления с облачениями в платок, сценки и сяншэны, которые призваны смешить людей, имеют своих собственных звезд и определенный набор эмоций: коварство на вытянутом лице Чжао Бэньшаня, глупые смешки на мясистом лице Го Дэгана — достаточно того, чтобы это пришло людям на ум, как это тут же вызовет у них смех.

Пятое: функциональные выражения. Смех не ради хорошего настроения, а для укрепления здоровья. В Гуанчжоу есть «Сообщество смехотерапии», в Тяньцзине — «Клуб смеха». Подобного рода организации расположены по всей стране, и их можно считать «психологическим рулем» укрепления здоровья всего народа. Участники поют «песни про смех», занимаются «гимнастикой смеха», чем больше они пребывают в депрессии, тем больше они смеются. Основатель «Сообщества смехотерапии» и комедийная звезда Цин Тянь утверждает: «Если смеяться 40 раз в день и каждый раз смеяться больше пяти секунд, то тогда можно продлить жизнь на два дня».

В 1998 году индийский врач Мадан Катария стал основоположником Всемирного дня смеха, который отмечается всего лишь за неделю до Дня матери. Его инициативу подхватили по всему миру, и, как говорят, в настоящее время в мире насчитывается свыше 5000 «Клубов смеха». Даже когда человек впадает в уныние, все равно нужно улыбаться несмотря ни на что.

Шестое: мимика, когда испытываешь радость. Глядя на Китай с экранов телевизоров, перед нами предстает эпоха невероятных песен и танцев: 24 прекрасных и веселых лица, которые украшает нежная улыбка; четыре наставника, очарованных красотой звуков природы настолько, что рыдают навзрыд; опомнившийся гуляка, проливающий слезы на исповеди; растрогавшаяся до слез девушка, которая получила помощь.

В мире развлечений все, что вы видите, не иначе как шоу: плач — чтобы вызвать у вас слезы, смех — чтобы заставить вас смеяться, иначе говоря, то, что вы хотите увидеть. Elephant Dee (Сю Сиди) однажды сказала: «Так как я была знакома с Каримом, трудно было представить, что в нем окажется столько энтузиазма в «Голосе Китая». Различные развлекательные программы отчаянно продают «самую выразительную мимику», чтобы заразить ею аудиторию. Для телесериалов тоже характерны избалованность и кокетство, и среди главных героев появились «короли экспрессии». Исключение составляют лишь фильмы, где главные герои должны обладать особым параличом лица, в противном случае зрителю не будут очевидны внутренние качества героев и не будет продемонстрировано сценическое мастерство актеров.

Если говорить о секрете контроля эмоций и чувств, следует вспомнить Курта Воннегута, писателя-сатирика, в произведениях которого присутствует доля черного юмора. В «Человеке без родины» он писал: «Я вешал лапшу на уши, а они радовались, и потому я превратил в рай этот мир, полный трагедий».

На лице присутствует 43 мимических мышцы, способные вызвать 7 тысяч различных изменений в выражении лица. С нашей стороны, таких «лиц» становится гораздо больше: лицо, выражающее надежды; лицо, на котором читается беспокойство; лицо с заискивающим выражением; лицо в форме шила. Помимо этого есть выражение, олицетворяющие бессилие, которое называется «паралич лица».

В действительности, за профессиональными, символизированными, условными, фирменными, функциональными и радостными эмоциями кроются социальные нездоровые мотивы: беспокойство, спешка и нехватка чувства безопасности. Все это — результат давления общей обстановки, а также результат ограниченности мелких умов.

Однако по мере того как общество продолжает непрерывно развиваться, кислое лицо китайского народа всегда будет надежно скрыто. Когда на сердце действительно появится радость, то и улыбка будет еще более искренней и счастливой, не так ли?