Москва постоянно изрыгает все новые экономически и технологически несостоятельные военные проекты, а западная пресса принимает их за чистую монету.
Российский оружейный концерн «Калашников», названный так в честь Михаила Калашникова — создателя легендарного автомата АК-47 — провел пиар-акцию, которая была смехотворной, не будь столь раздражающими ее последствия. Вся беда в том, что на нее купились западные СМИ, которые превратили пародию на оружие, которая не сгодилась бы и для телесериала, в громкую новость.
Позвольте представить вам шагатель «Игорек» от концерна «Калашников», стремящегося разнообразить свою продукцию. Его высота составляет 13 футов, а масса — 4.5 тонны. Да-да, он также будет тяжело бронирован, а его пилот сможет стрелять из огромных пушек в его руках — кроме того, вскоре он будет проходить испытания, и так далее, и так далее.
Оговоримся сразу, все это ненастоящее. Они выставили дурную пародию на научно-фантастический шагатель перед своей оружейной выставкой на форуме «Армия-2018», чтобы привлечь внимание. От такой машины практически нет реальной военной пользы, а технологии, необходимые, чтобы заставить ее работать на поле боя хоть в каком-то виде, абсурдно далеки от того, чем располагает Россия — и в данном случае для нее это скорее благословение, чем проклятие.
Мне даже нет нужды разъяснять тактические уязвимости шагателя и его трудности в перемещении. Все мы видели достаточно голливудских блокбастеров, чтобы понять это самостоятельно. И хотя США разрабатывали подобие шагателя в ходе холодной войны, он был прекрасно защищен и предназначен для обслуживания атомного бомбардировщика, а не для расчистки улиц в Западной Сирии или возведения укреплений. Небольшое число других экспериментов достигло даже меньшего успеха.
Так что это — лишь пиар-выходка, причем плохая. Тем не менее, она затронула поп-культурные образы, которые пресса — в особенности связанная с военными технологиями — любит выносить на передовицы (в качестве примера взгляните на космические войска). Но нет, это не воплощение в жизнь ваших фантазий из «Звездных войн», «Аватара» или аниме. Против этих штук не будет никаких величественных битв на лесных лунах. Они — фигня.
Поверьте, я понимаю, все мы делаем ошибки. Ни один журналист или корреспондент не бывает неизменно прав. Однако открыто подыгрывать чему-то столь недоразвитому и нелепому, как это — откровенное вредительство. Я говорю это, несмотря на то, что первым предостерегу вас от того, чтобы недооценивать государства-конкуренты США — Россию в том числе. Эта позиция неоднократно была оправдана на протяжении многих лет, и я продолжаю придерживаться ее и в этом случае, поскольку Россия не так глупа, чтобы вливать горы рублей в эту сказку. У нее есть другие, куда более насущные приоритеты, уже оттянувшие на себя средства от значительно более реалистичных и значимых оружейных программ.
Беспокойство вызывает то, сколько я получил сообщений с просьбой написать что-то об этой штуке. В конце концов я все же решил это сделать, но не для того, чтобы подогреть идиотский шум вокруг воплощения в реальность боевых двуногих шагоходов, а чтобы подчеркнуть количество журналистов, готовых вцепиться в такую дешевую сенсацию, чтобы набрать просмотров и малой кровью облегчить себе жизнь.
Хотя в иных обстоятельствах это не было бы особой проблемой, тот факт, что Москва активно манипулирует западной прессой и ведет целую череду информационных кампаний масштаба, невиданного с холодной войны, делает происходящее несколько тревожным. Однако не стоит винить игрока, виной всему — правила игры.
Пресса, нуждающаяся в просмотрах и обожающая шумиху, особенно в таких смутных и сложных вопросах, как оружейные технологии, давно уже кормит неразборчивое население постоянными новостями о невероятном оружии. Андроиды на вездеходах, миниатюрные беспилотные танки, на деле оказавшиеся обыкновенными радиоуправляемыми механизмами — западная пресса раз за разом проглатывает заявления Москвы о разработки роботизированной армии, и охотно верит в то, что «Скайнет» ждет нас уже в недалеком будущем, а управлять им будет Кремль.
Сложный искусственный интеллект — не просто радиоуправляемый манекен на скутере, и в том, что касается робототехники, Россия далеко отстает от США. Кроме того, роботы — лишь одна из составляющих этой плеяды сказочного оружия. К примеру, этот экзоскелет — теперь, оказывается, он снабжен еще и маскировочными технологиями — на деле оказался обыкновенным костюмом.
Россия постоянно говорит о том, что разрабатывает все, что только можно — от стратегических бомбардировщиков и атомных авианосцев до множества новых истребителей. Однако в то же время она не может позволить массовое производство даже того, что уже разработала. Хотя мы все равно вынуждены сообщать о некоторых из этих заявлений, поскольку под каждой горой лжи таится правда, докапываться до этой правды становится все труднее и труднее. Так что если кто-то не понимает, почему мы так скептически относимся к новостям о российских оружейных разработках, у нас есть на то веские причины. Иногда она подрывает веру даже в успешные и многообещающие оружейные программы заявлениями об их невероятных возможностях, и вечно претендует на то, чтобы соревноваться с США. Это малопродуктивно по целому ряду причин.
Вот такие вот дела. В данном случае наполовину государственная оружейная промышленность России попыталась сфабриковать сенсацию, и прессе пора заняться своей работой и рассказать, как нелепо все это выглядит, вместо того, чтобы восторженно рассуждать о воплощении в жизнь войны на Пандоре. Что хуже всего в нынешнем подходе — то, что он затрагивает и западные военные технологии; теперь достаточно стеклопластиковой модели истребителя и напичканной громкими заявлениями презентации, чтобы журналисты начали рассуждать о нем, будто он действительно существует — даже в тех случаях, когда под сомнением стоит сама реализуемость чего-то подобного. Я понимаю, все это очень интересно, но придите же наконец в себя.
И помните, все это написано человеком, который разместил на номерном знаке своего автомобиля название легендарного двуногого робота, вооруженного стрелковым оружием и ракетами. В этом вопросе мне положено проявлять меньше всего зрелости. Одно это даст вам понять, насколько оскорбительно происходящее для нашего коллективного интеллекта.