Париж — ВМС Канады приняли решение о покупке британского фрегата Тип 26, который является многоцелевым кораблем, способным передвигаться тихо и незаметно, вести охоту за подводными лодками, а также бороться с ракетами и самолетами противника.
В середине октября канадское правительство объявило о том, что выбрало в качестве «предпочтительного конструктора» группу компаний во главе с «Локхид Мартин Канада». Эта группа предложила проект британского оборонного подрядчика «Би-Эй-И Системс» (BAE Systems) Тип 26.
Кому-то сделанный выбор может показаться весьма неожиданным с учетом того, что Британия прошлым летом заложила лишь первый корабль данного типа. Кроме того, с новыми кораблями и проектами очень часто случаются такие неприятные вещи, как превышение сметных расходов и отставание от графика строительства.
Но эта арктическая страна сделала свой выбор в пользу специализированного охотника за субмаринами, что свидетельствует о ее готовности идти на риск из-за стратегической угрозы, которую в этом быстро тающем регионе мира представляет для канадских интересов Россия.
«Для канадцев противолодочная оборона имеет огромное значение, — сказал бывший американский подводник Брайан Кларк (Bryan Clark), ныне работающий аналитиком в исследовательском Центре стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments). — Если российские подлодки и авиация вызывают у вас тревогу, то да, покупка Типа 26 имеет смысл».
Представители «Би-Эй-И Системс» заявили, что важной составной частью этого корабля являются элементы, предназначенные для противолодочной борьбы.
«Для нас это очень важная отличительная характеристика, — сказала вице-президент компании Энн Хили (Anne Healey), выступая перед репортерами на конференции „Юронейвал" (Euronaval). — У нас исключительно малошумный и, наверное, самый современный в мире фрегат… Это наше ключевое отличие, и именно за это нас ценят канадские ВМС».
Возможности по ведению противолодочной борьбы также стали серьезным доводом для Австралии, которая противостоит Китаю, проявляющему повышенную активность в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, где пролегают важнейшие морские пути австралийских судов.
По словам вице-президента «Локхид Мартин Канада» Гэри Фаджа (Gary Fudge), сдвиг в сторону противолодочной обороны является частью общей тенденции.
«Последние 15 лет большинство флотов стран-союзниц уделяет повышенное внимание противовоздушной обороне, в то время как главная угроза таится под водой, — сказал Фадж. — Поэтому мы спустя 15 лет очнулись и увидели, что все усилия были посвящены ПВО, хотя истинной угрозой являются субмарины».
«За 15 лет было построено просто феноменальное количество подводных лодок. Сейчас мир пришел в себя и обнаружил, что уже не обладает достаточными возможностями для противолодочной обороны. Да и в вопросах ПВО он тоже отстает. Поэтому Канада очень заинтересована в том, чтобы ликвидировать отставание».
Всего Канада хочет закупить до 15 фрегатов, совокупная стоимость которых может составить 60 миллиардов долларов. Выбор, павший на «Локхид» и «Би-Эй-И», стал большой победой для этих компаний, однако эти планы могут потерпеть неудачу на этапе оценки, когда будет изучаться предложение «Локхид». Кроме того, Канада будет пересматривать свои требования, добиваясь того, чтобы ставка на Тип 26 была самой верной.
Окончательное решение может быть принято зимой, о чем сообщила Канадская телерадиовещательная корпорация.
Если предположить, что контракт будет реализован, то Тип 26 появится в боевом составе флотов трех стран-членов разведывательного альянса «Пять глаз»: Британии, Австралии и Канады. (Еще в этот альянс входят США и Новая Зеландия.)
Аналитик Брайан Кларк отметил, что выбор Типа 26 в некоторой степени является неожиданным, поскольку здесь возможно превышение сметных затрат.
«Этот корабль пока не прошел проверку и не зарекомендовал себя, а Канада взяла недостроенный фрегат и сделала его основой своей противолодочной программы, — добавил он. — Это несколько неожиданно, особенно для страны, которой может не хватить средств и материальных возможностей в случае превышения сметы и отставания от графика».
Однако компания «Би-Эй-И» считает, что Канада может рассчитывать на лучшее, потому что британская и австралийская программы уже осуществляются, а это значит, что канадские ВМС смогут избежать ошибок, учась на чужом опыте. Кроме того, для выполнения канадских требований серьезных проектных изменений не потребуется.
«Объем конструкционных изменений составляет всего 10%, поэтому рисков здесь очень немного», — сказала Хили.
Для сравнения: ВМС США пришлось на 40% менять проект своего эсминца типа «Арли Берк» серии «Флайт IIА», чтобы установить в серии «Флайт III» новую РЛС «Спай-6» (SPY-6).