Вторжение в Панаму, осуществленное ровно 29 лет тому назад, 20 декабря 1989 года, стало последней военной акцией США против нашей страны в XX веке. В результате этой силовой акции были ранены и погибли сотни человек, произошли серьезные разрушения и грабежи ввиду отсутствия сил безопасности.
Это несоразмерное и ненужно вторжение стало вопиющим нарушением: международных конвенций, договоров и соглашений в области суверенитета, свободы, самоопределения, передвижения, защиты жизни и человечества в целом.
По данному вопросу в свое время высказался сенатор от Калифорнии Дон Эдвард (Don Edward), заявивший: «В очередной раз дипломатия канонерок возобладала над правом народа самому решать свои внутренние дела, в одностороннем порядке и силовыми методами свела на нет инициативы и усилия других государств и международных организаций, которые пытались способствовать разрешению панамского кризиса при строгом соблюдении принципов суверенитета и самоопределения этой братской страны».
В своей книге о вторжении Рикарт Солер (Ricaurte Soler) особо указал на использование новейших вооружений, таких как истребителей F 117-A, невидимых для радаров, стоимостью в 14 миллионов долларов. Использовались также новые каски и пуленепробиваемые жилеты, современные боевые машины Хаммер (Hummer), вертолеты «Апач» (Apache) и «Блэк Хок» (Black Hawk).
Количество военнослужащих слегка превышало 26 тысяч человек, 19 тысяч из которых уже находились в Панаме, а остальные 7 тысяч были переброшены с шести американских баз. Журнал «Ньюсуик» (Newsweek) описал это как «крупнейшую переброску по воздуху со времен вьетнамской войны».
В докладе сейсмологической станции Панамского университета указывалось, что в первые часы шла массированная бомбардировка. Всего было сброшено 417 бомб, из них 66 в первые четыре минуты. Были бомбы, весившие 1.000 и 2.000 фунтов. Однако, несмотря на огромный перевес в живой силе и вооружениях, американским войскам с трудом удалось установить контроль над городом и отдаленными пунктами. В книге «Времена агонии» приводится высказывание командующего Южным командованием ВС США Максвелла Турмана (Maxwell Thurman), который признал, что к 23 декабря «задача оказалась гораздо сложнее, чем ожидалось». Он отметил, что «его военным пришлось воевать как на настоящей войне, чтобы подавить сопротивление нескольких тысяч солдат».
Как и следовало ожидать, бомбардировка повлекла за собой большое число раненых и убитых (некоторые были казнены). Их похоронили в общих могилах на кладбищах города Панама и в Зоне Панамского канала.
Все это является прямым нарушением 3 статьи Первой Женевской конвенции, запрещающей внесудебные казни и 16 статьи Второй Женевской конвенции, где говорится о том, что раненым и военнопленным должна быть обеспечена должная защита, закрепленная в jus gentium.
Комиссия по защите прав человека в Центральной Америке заявила в своем докладе о вторжении: «Никогда не было истинных и справедливых причин для такой массовой гибели людей и таких разрушений. Все доводы, приведенные до настоящего момента во всех концах Земли, являются доводами палача, прикрывающегося красивыми словами о свободе, демократии, справедливости и мире с тем, чтобы обеспечить свои геополитические интересы и стратегические замыслы».
Вторжение стало нарушением и Устава ООН, провозглашающего принцип невмешательства одного государства в суверенные дела другого (статья 2, пункт 4).
В интервью некоторым альтернативным СМИ той поры, в частности «Диалого Сосиаль» (Diálogo Social) некоторые панамцы говорили: «Дело Норьеги было лишь предлогом. США могли арестовать его в любой момент, воспользоваться попыткой переворота, предпринятой Мойзесом Джирольди (Moises Giroldi), но они этого не сделали. Кроме того, американцы были главными спонсорами диктаторов в Латинской Америке и во всем мире. Истинной целью вторжения было уничтожение Сил Обороны, которые вышли из-под контроля Пентагона».
Доклад, подготовленный Межамериканской комиссией по правам человека, который рекомендует США возместить материальный и моральный ущерб за нарушения прав человека, совершенные во время вторжения, является большим шагом вперед в деле возмещения ущерба людям, пострадавшим в ходе тех достойных сожаления событий.