Брюссель наблюдает. Дублин ждет. Берлин ожидает подходящего момента.
Результаты голосования в Палате общин по соглашению Соединенного Королевства и Евросоюза об условиях Брексита, которое должно пройти во вторник, 15 января, укажут траекторию следующей, ключевой фазы процесса Брексита, кульминацией которой станет канун дня Брексита. Официально процесс выхода Соединенного Королевства из Евросоюза должен начаться 29 марта.
В настоящий момент Тереза Мэй, по всей видимости, приближается к тяжелому поражению, возможно, с разрывом более чем в 100 голосов. Однако ситуация осложняется вероятностью внесения поправок, которые могут несколько изменить характер вопросов, стоящих сейчас перед членами парламента.
Ситуация в Вестминстере настолько неустойчива, что никто не может с уверенностью сказать, какими будут результаты голосования во вторник, 15 января. Вполне вероятно, что многие члены парламента еще не определились с тем, как они будут голосовать, и что дату голосования снова перенесут.
Однако две вещи ясны уже сейчас.
Во-первых, г-жа Мэй не сможет одержать победу с тем вариантом соглашения, которое у нее есть в настоящий момент. Во-вторых, что бы ни произошло во вторник, она попытается сохранить сделку с Евросоюзом.
Хотя в понедельник, 14 января, Еврокомиссия выступит с некоторыми разъяснениями касательно соглашения — и касательно роли backstop — мало кто считает, что этого будет достаточно для того, чтобы изменить мнения членов Демократической юнионистской партии и многих консерваторов. Г-же Мэй неизбежно придется вернуться в Брюссель за дальнейшими разъяснениями, гарантиями и уступками, чтобы у нее появился шанс провести это соглашение через Палату общин.
По словам ирландских чиновников, Дублин не играет никакой значимой роли в этом процессе — как и все остальные — и ему приходится наблюдать со стороны за тем, что происходит в Вестминстере.
Сигналы Евросоюза
Есть мнение — хотя и не такое оптимистичное, как публичные заявления Саймона Ковни (Simon Coveney), — что г-жа Мэй способна провести это соглашение через парламент. Многие также понимают, что после голосования во вторник сосредоточенность на вопросе backstop неизбежно втянет в этот процесс Ирландию.
Евросоюз несколько раз сигнализировал о том, что он хочет помочь г-же Мэй провести это соглашение через парламент. Однако он также заявлял о том, что текст соглашения не может быть пересмотрен. В заявлении, с которым Еврокомиссия выступит в понедельник, вероятнее всего, найдет отражение стремление не прибегать к backstop вовсе и договориться о будущих тесных отношениях с Соединенным Королевством как можно скорее.
Если backstop все же вмешается в процесс, Евросоюз сделает акцент на том, что он должен быть временным. Однако никто не верит, что этого будет достаточно, чтобы изменить настроения в Вестминстере.
Судя по настроениям тори и членов Демократической юнионистской партии, сделать это их может заставить только нечто, имеющее обязывающую силу. Ранее Ирландия потребовала и добилась от Евросоюза гарантий того, что соглашения Евросоюза не повлияют на ряд внутриполитических аспектов, включая отношение к абортам и военный нейтралитет, что позволило облегчить их принятие на референдумах в этой стране. Но, по сути, они заявили: чего в договорах нет, того нет.
Однако теперь у Демократической юнионистской партии возникла проблема с тем, что прописано в тексте договора — с backstop. Эта партия, как и многие тори, хочет получить то, что может каким-то образом повлиять на бессрочный характер backstop.
Евросоюз стремится к компромиссу. Он захочет заключить сделку. И это несет определенные последствия для Ирландии. В Дублине в частных беседах некоторые источники говорят следующее: пока давления нет, но оно может начаться.
До этого может не дойти. Ирландские источники — а Дублин ежедневно получает новые сводки из своего посольства в Лондоне, у которого есть обширная сеть информаторов внутри Вестминстера и за его пределами, — также говорят, что настроения в Палате общин постепенно меняются.
По мнению Дублина, в настоящее время вакуум, возникший в результате нехватки авторитета, характерной для г-жи Мэй и лидера лейбористов Джереми Корбина (Jeremy Corbyn), постепенно заполняется коалициями членов парламента.
На этой неделе одна такая коалиция продемонстрировала, что парламент готов блокировать вариант с отсутствием соглашения. Но как он будет его блокировать, какими способами и что он предложит вместо такого варианта, совершенно неясно..