Дешево и еще дешевле — отныне равенство «Альди» и «Лидл» подвергается серьезным испытаниям. Мало того, что немецкие дискаунтеры продолжают с помощью скидок напряженную междоусобную борьбу за покупателей на перенасыщенном рынке продовольственных товаров, теперь еще и российская компания «Торгсервис» бросила вызов признанным гигантам.
В последние десять лет немецкие дискаунтеры постоянно соревновались с солидными сетями супермаркетов, повышая уровень обслуживания покупателей. Высококачественные продукты, необычные изделия и деликатесы из разных стран теперь можно купить в дискаунтерах не только на Пасху или Рождество — изысканные товары за небольшие деньги теперь постоянно в ассортименте. Дискаунтеры профессионально используют и современные тренды в торговле, предлагая покупателям продукты с пометками «био», «честная торговля», «без добавок», а также продукцию местных производителей. Улучшили они и интерьеры магазинов, используя приятное освещение, эмоциональные плакаты и фотографии, хорошую меблировку, привлекательное оформление зоны касс. В презентации фруктов, овощей и хлебобулочных изделий делается акцент на их исключительную свежесть. Значительно возросший ассортимент сочетается с еженедельными скидочными акциями на непродовольственные товары.
Одним из следствий этого процесса стало возникновение незаполненной стратегической ниши, в чем был просчет самих немецких дискаунтеров. Речь идет о нише, которая с помощью всех преимуществ дискаунта первых десятилетий может привлечь покупателей с низкой платежеспособностью.
Ренессанс жесткого дискаунта?
Именно в этом сегменте сибирская компания со своей немецкой дочкой «ТС-маркт» (TS-Markt) намерена составить конкуренцию немецким гигантам «Альди» и «Лидл», а также «Пенни» (Penny), «Норма» (Norma) и «Нетто» (Netto), открыв для начала по всей Германии около 100 магазинов «Мэрэ» (Mere). Конкурентное преимущество российских магазинов в том, что их обстановка напоминает в первую очередь пожилым немцам прежний стиль торговли в недорогих магазинах, прежде всего в «Альди»: ограниченный ассортимент, товары на поддонах, в картонных коробках и ящиках, люминесцентные светильники. Так начинался немецкий дискаунт. Как указано на сайте компании, в ассортименте — от 1,5 до 2 тысяч товаров, 90-95% их них — продукты под собственными марками. Около 70% составляют продовольственные товары, упакованные в консервные банки или приспособленные для длительного хранения другими способами. Кроме того, в ассортимент входят товары для животных, гигиенические изделия, хозяйственные товары и одежда.
Сопротивление гарантировано!
Но комфортно устроиться в этой нише сибирской компании не удастся. По меркам высококонкурентного рынка продовольственных товаров она недостаточно велика. На немецком рынке обломали себе зубы даже компании совершенно другого калибра, например, «Уолмарт» (Walmart) или «Ахольд Делхейз» (Ahold Delhaize). Нового российского игрока ожидают и такие препятствия, как огромные товарообороты, широкая сеть филиалов в сочетании с суперсовременными логистическими центрами, а также широкая известность и популярность немецких дискаунтеров. Многие отраслевые эксперты оценивают шансы на успех любого жесткого дискаунтера, намеревающегося в течение долгого времени позиционировать себя в ценовом отношении ниже местных дискаунтеров, как крайне низкие.
Немецкие торговые концерны отреагируют стратегической корректировкой цен, чтобы оставить нового игрока без прибыли или как минимум сильно ограничить его зону действия. Что получится в итоге? Поживем — увидим.