Нет никаких сомнений, что российско-иранское сотрудничество в Сирии носит тактический, а не стратегический характер. В последние дни отношения между Москвой и Тегераном вступили в новую фазу из-за разгара ирано-американо-израильского конфликта в регионе.
В сентябре 2018 года Москва поставила Дамаску зенитно-ракетную систему С-300, несмотря на возражения Израиля, обвинив Тель-Авив в причастности к крушению российского военного самолета и гибели 25 членов его экипажа в Сирии. Российские зенитно-ракетные комплексы С-300 помогают Дамаску защищать сирийское воздушное пространство от израильских атак с воздуха, обеспечивать безопасность российских самолетов и нарушать работу радиолокационных станций и систем связи боевой авиации всех сил, наносящих удары по территории Сирии. Однако последние израильские удары по сирийской столице, ее окрестностям, аэропортам и объектам, которые якобы являются базами иранских экспертов и советников, Корпуса стражей исламской революции и «Хезболлы» вызвали подозрения у иранцев. Они обвинили Москву в сотрудничестве с Израилем и умышленном нарушении работы систем ПВО С-300. Об этом заявил глава Комитета национальной безопасности и внешней политики Совета Шуры Ирана Хишматулла Фалахатпише. По его словам, между Россией и Израилем существует четкая координация в отношении любого удара по сирийской территории.
Почему зенитно-ракетная система С-300 не помешала израильским истребителям пролететь над сирийской территорией?
Безопасность Израиля является одним из главных приоритетов России. Об этом знают израильтяне, американцы и все остальные стороны, включая иранцев, турок и правительство в Дамаске. В прошлую пятницу заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в эксклюзивном интервью «Си-эн-эн» (CNN) заявил, что не стал бы использовать термин «союзник», чтобы описать отношения между Россией и Ираном по сирийскому вопросу. «Мы ни в коем случае не недооцениваем важность мер, которые обеспечат надежную защиту государства Израиль», — добавил он.
Информированные сирийские источники сообщили «Ливан-24», что Россия приняла решение ослабить влияние Ирана в Сирии и начала серьезную работу в этом направлении около трех месяцев назад. Сообщается о неоднократных визитах премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву, а также о достигнутом взаимопонимании между Россией и США касательно ослабления роли Тегерана в Дамаске. Если иранские силы присутствуют в большинстве сирийских регионах, то и российские военные подразделения от них не отстают. По словам источников, Москва воспринимается как сила, способная в определенной степени ограничить присутствие Ирана в Сирии, чтобы еще больше усилить свое влияние и обеспечить стабильность в регионе.
Согласно тем же источникам, решение президента России Владимира Путина об участии в войне с терроризмом направлено на обеспечение интересов России в стратегически важном регионе. Кремль не является защитником палестинского дела в отличие от США, но, тем не менее, может сыграть роль в урегулировании конфликтов в мире, и прежде всего палестино-израильского конфликта.
Может ли Россия пожертвовать Ираном, несмотря на то, что она нуждается в региональных силах для поддержки?
В понедельник Хасан Насралла дал трехчасовое интервью ливанскому телеканалу «Аль-Маядин» о сирийско-иранских отношениях. Он упомянул о разговорах в СМИ о возникших разногласиях между Россией и Ираном. Сирийские источники, однако, не стесняются говорить, что Москва находится от Тегерана так же далеко, как и от Анкары. Россия и Иран сотрудничают только в Сирии, поэтому они не могут считаться союзниками. С другой стороны, существует тесная координация между президентом России Владимиром Путиным и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом по сирийскому вопросу, которая затрагивает решение о создании зон деэскалации, события на севере Сирии и конференцию в Астане. Кроме того, между странами существует экономическое и военное сотрудничество. На прошлой неделе состоялась встреча лидеров двух государств, на которой они обсудили шаги по снижению напряженности в «безопасной зоне» вдоль сирийско-турецкой границы после ухода США. Напряженность между Турцией и США только усиливается, поэтому Москва пытается укрепить свое сотрудничество с Анкарой. Россия не будет формировать новую ось против США вместе с Ираном, поскольку он идеологически настроен против Израиля. В политических кругах говорят, что отношения между Турцией и Россией стали несколько напряженными из-за настойчивых требований Анкары заняться управлением территорий на севере Сирии после ухода американских военных, в то время как Москва хочет передать эти районы под контроль сирийской армии.