Мудрые люди умеют учиться на чужих ошибках. Однако, видимо, это не касается бывшего водителя автобуса и диктатора Мадуро, который мог бы извлечь урок из того, как чилийский президент Сальвадор Альенде, проводя свои социалистические эксперименты в 1970 — 1973 годах, довел свою страну до катастрофы. В магазинах не было самых необходимых товаров. За хлебом стояли в очередях по много часов. При нем стоимость жизни выросла на 705%, а инфляция достигла 1172%. Она обесценила заработки населения, поэтому не стоит удивляться, что народ восстал против режима, в том числе и транспортники, и шахтеры из национализированных медных шахт, которые должны были служить опорой режиму. Сложилась парадоксальная ситуация, когда оппозиционная центристская Национальная партия организовала сбор средств для бастующих рабочих, чтобы они могли продолжать свои протесты.
Венесуэла под руководством социалистов зашла намного дальше, чем Чили Альенде. Инфляция в прошлом году перевалила за миллион процентов, что можно сравнить, пожалуй, только с положением в Германии в 20-е годы прошлого века.
Это южноамериканское государство пребывает в тяжелейшем кризисе. Его экономика падает уже несколько лет подряд (в прошлом году — на 20). В магазинах нет самого необходимого, в том числе хлеба, молока, яиц, мыла и так далее. В стране царит ужасная нищета. Миллионы людей покинули Венесуэлу, а треть населения может позволить себе только один скромный прием пищи в день. Закономерным следствием всего этого стали массовые выступления против режима Мадуро. В последние дни проходят оппозиционные демонстрации с участием сотен тысяч человек. Разграбляются магазины. Сжигаются полицейские участки. Кладовки и холодильники в домах пусты.
Невообразимая нищета является прекрасной средой для преступности, достигшей огромных масштабов. Людей в Венесуэле убивают за буханку хлеба или килограмм муки. Число убийств в пересчете на численность населения является одним из самых высоких в мире, а грабежи и похищения уже стали нормой жизни. В столице Каракасе, а также других городах выходить на улицу с наступлением темноты опасно.
Виноват в этой трагедии античных масштабов, в первую очередь, режим Мадуро и его безответственные социалистические эксперименты с национализацией ключевых отраслей, введением фиксированных цен (в нынешней ситуации они стимулируют черный рынок) и щедрых социальных пособий, на которые, правда, нет денег. Мадуро, бывший водитель автобуса и человек очень простой, не способен управлять страной.
Венесуэла гибнет уже несколько лет. Поэтому нечего удивляться, что на прошедших парламентских выборах победила оппозиция. Мадуро решил проблему типичным для диктатора образом: он пошел наперекор конституции и распустил парламент, избранный демократическим путем. Мадуро жестоко подавляет оппозиционные протесты, из-за чего уже погибли десятки людей. Неудивительно, что глава парламента и оппозиционный лидер Хуан Гуайдо объявил себя, в соответствии с венесуэльской конституцией, президентом.
Трудно сказать, чем все это закончится. Найдется ли какой-нибудь венесуэльский Пиночет? Скорее нет, поскольку командование армии по-прежнему поддерживает Мадуро, хотя многие солдаты и офицеры отказываются ему повиноваться и переходят на сторону оппозиции. Однако разграбление страны не может продолжаться бесконечно. Восстановление рыночной экономики, которого хочет Гуайдо, теперь является единственным шансом для Венесуэлы.
То, что российский президент Владимир Путин поддержал преступника и убийцу Мадуро, не удивляет. Хозяин Кремля, на руках которого кровь сотен тысяч невинных людей, видит в венесуэльском мяснике своего. Что ж, рыбак рыбака, то есть подлец подлеца видит издалека.
Важен также тот факт, что большая часть стран, в том числе южноамериканские, признает законным главой страны Хуано Гуайдо. И даже местные вооруженные силы не могут игнорировать этот факт.