Одним из явлений, сопутствующих предвыборной кампании на Украине в начале 2019 года, является непрекращающаяся героизация членов отрядов УПА*, то есть так называемых бандеровцев. В современной Украине историю рассматривают через призму культа Степана Бандеры, и более того, это одна из немногих сфер, в которой Петру Порошенко удалось добиться ощутимых «успехов». В области экономики и политики его достижения весьма скромны, да и в конфликте на Донбассе он не сумел ничего добиться. Поэтому он вынужден обеспечивать себе поддержку хотя бы у части избирателей на Западной Украине, переписывая историю Степана Бандеры и бандеровцев. Очень агрессивно в этой связи действуют и украинские дипломаты, прежде всего посол в Чешской Республике Евгений Перебийнис. Он старается доказать, что преступления бандеровцев — выдумка коммунистической пропаганды, и что они боролись за свободу. Преследуя эту цель, он, например, дал комментарий чешскому изданию Deník N.
Волынская ложь и позиция Польши
Но, несмотря на все, что утверждает официальная Украина, преступления бандеровцев не являются «коммунистической пропагандой» или пропагандой Кремля. Их критикуют даже те силы, которые носят откровенно антикоммунистический характер. Самый жесткий ответ на бандеровскую пропаганду дает Польша, которую точно не назовешь жертвой московской дезинформации. Напротив, польские историки давно и глубоко изучают проблему бандеровцев и называют отрицание или умаление преступлений бандеровцев из УПА против поляков в Волыни «волынской ложью». Волынской ложью считаются и заявления о том, что в 1943 году геноцид не был односторонним актом бандеровцев против польского населения и что это была обоюдная этническая чистка поляков и украинцев.
В прошлом году в Польше депутаты даже приняли закон, по которому за распространение волынской лжи полагается наказание до трех лет лишения свободы. В итоге в январе 2019 года Конституционный суд отменил этот закон из-за того, что он противоречит принципам правового государства (второй пункт конституции) и свободе слова (54 пункт конституции). Тем не менее осуждение волынской лжи в Польше остается неизменным. Тема бандеровцев вызывает напряженность в билатеральных отношениях между Польшей и Украиной, несмотря на то, что Польша всегда считалась своего рода адвокатом европейской интеграции Украины.
На тему бандеровцев высказываются и ведущие польские политики. В феврале 2017 года Ярослав Качиньский, лидер польской правящей партии «Право и справедливость», сказал: «Мы не можем согласиться с тем, что на Украине создается культ тех, кто совершил геноцид против поляков. Причем, своей жестокостью он даже превзошел немецкие преступления. Я откровенно сказал президенту Порошенко, что с Бандерой в Европу им не войти…» Совершенно ясно высказался и бывший тогда министром иностранных дел Витольд Ващиковский: «Наша позиция однозначна: с Бандерой в Европу вы не пройдете». Точно так же к бандеровцам относятся и представители польской оппозиции.
Отношение к бандеровцам в ЕС и ООН
Проблему культа Степана Бандеры на Украине видят и в Западной Европе, героизацию Бандеры критиковал Европейский парламент. В его резолюции «О ситуации на Украине» от 25 февраля 2010 года говорится: «Европейский парламент очень сожалеет о решении уходящего президента Украины Виктора Януковича о посмертном присуждении звания героя Украины Степану Бандере, лидеру Организации украинских националистов, который сотрудничал с нацистской Германией. В этой связи Европейский парламент надеется, что новое украинское руководство пересмотрит этот решение и останется верным европейским ценностям». Таким образом, в Европейском парламенте считают, что культ Бандеры не соответствует европейским ценностям.
Отдельная тема — оценка пособников нацистов в ООН. Там героизация бандеровцев находит еще меньше понимания, чем в Европейском Союзе, поскольку большую часть мира составляют страны с «неарийским» населением, и поэтому они не приемлют движения, которые отстаивали расовую политику во время Второй мировой войны. Разность в оценке истории миром и Украиной снова дала о себе знать в декабре 2018 года, когда Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую героизацию нацизма в мире. Как и в прошлые годы, в тот раз ее поддержало подавляющее большинство стран, а против проголосовали только две страны — Украина и США. Примечательно и то, что еще в конце 2013 года Украина поддержала подобную резолюцию в ООН, проголосовав за. Однако, начиная с 2014 года, она ежегодно голосует против героизации нацизма.
Статус бандеровцев на Украине
Но на бандеровцев критически смотрят не только Россия, Польша, ЕС и ООН, но и многие граждане самой Украины. Несмотря на то, что Порошенко и сотоварищи создают иллюзию украинского консенсуса в вопросе о роли бандеровцев в истории, этого консенсуса не существует. Особенно негативно к культу Бандеры относятся на востоке Украины. Прежде всего, его не приемлют украинские евреи, чьи предки во время Второй мировой войны пережили все ужасы бандеровщины. Поэтому еврейские общины на Украине очень резко критикуют нынешнее правительство из-за его отношения к Бандере. Против бандеровцев и многие украинские судьи, поэтому в 2011 году они лишили Бандеру звания национального героя Украины, которого его удостоил еще Виктор Ющенко.
Однако нынешняя правовая система отличается от времен правления Виктора Януковича. Тогда на Украине еще могла свободно звучать критика УПА. Сегодня же критиковать бандеровцев на Украине опасно, потому что там приняли соответствующие запретительные меры. Пробандеровское законодательство, принятое на Украине после 2014 года, включает, прежде всего, закон «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке» от девятого апреля 2015 года. Согласно первому пункту этого закона, правовая защита распространяется на Организацию украинских националистов, Украинскую повстанческую армию, а также на такие фигуры, как Степан Бандера и Роман Шухевич. Эту защиту еще упрочили в конце 2018 года, признав бандеровцев военными ветеранами.
Бандеровская пропаганда в Словакии
В Словакии тоже предпринимаются попытки переписать историю УПА. Кое-кто при этом ведет себя беспардонно (Калмус), а другие пытаются создать впечатление «научной дискуссии». Одним из главных инструментов распространения этого культа стал сайт «Актуалити» (aktuality.sk). Там и прежде усматривались попытки легитимизировать бандеровские приветствия, и публиковалась сомнительная информация о батальоне «Азов». Очень странно, что пропагандисты стремятся скрасить символику бандеровского приветствия, в особенности после того, как даже спортивная организация УЕФА запретила его на стадионах.
В январе 2019 года появилось еще одно «интервью», которое дал историк Михал Шмигель. Некоторые его высказывания кажутся крайне спорными. К примеру, он распространял уже упомянутую волынскую ложь: «То, что произошло в Волыни в 1943 году… была обоюдная чистка, и уничтожалось и польское, и украинское население, которое проживало на этой этнически неоднородной территории». Однако подобное заявление об «обоюдной этнической чистке» в Польше расценили бы как экстремизм, а до не давнего времени еще и дали бы срок за эти слова. Еще одно сомнительное утверждение — слова о рейдах УПА: «(Отряды УПА) призывали к борьбе с „красным коммунизмом", к объединению демократических сил…» Конечно, понятием демократия можно оперировать как угодно, но при всем желании бандеровскую УПА нельзя считать «демократической силой»…
В интервью есть и другие спорные утверждения о бандеровцах. Я сам являюсь приверженцем свободы слова и могу принять даже то, что кто-то высказывает мнение в поддержку бандеровцев. Но тут важно, чтобы беседа не сползла в пропаганду, и если журналист говорил с историком с однозначной позицией, то должен был задавать ему очень критические вопросы. Критичный журналист не может просто принять утверждение о том, что бандеровцы хотели объединить демократические силы… Читателю нужно также рассказать факты, которые заставят усомниться в объективности данного историка. Что касается Шмигеля, то это его украинское происхождение и среда, в которой он рос. В серьезном интервью стоило бы отметить эти факты.
Но подобные недочеты есть и в других материалах о бандеровцах в чешской и словацкой публицистике. Особенно известен фильм «Бандеровцы» 2011 года, снятый на средства общественного Чешского телевидения. Авторы фильма сами признали влияние историка Шмигеля на его содержание, поэтому неудивительно, что в фильме доминируют пробандеровские мнения и слово дали таким историкам, как Вятрович, которого особенно резко критикуют в Польше. Что касается польского взгляда на события, то фильме его нет, а вместо него зрителей знакомят с эмоциональными высказываниями потомков и сторонников бандеровцев. Поэтому большая часть фильма — это не столько обвинение УПА, сколько обвинение советского НКВД. Преступления НКВД были ужасными, и их должно осуждать, но с их помощью нельзя оправдывать преступления, совершенные УПА.
Чего об Украине не говорят
К сожалению, культ бандеровцев является частью общей социальной тенденции на Украине. В словацком мэйнстриме об этом не говорят, но то, что происходит в этой стране, очень серьезно. Там уже давно проводят мероприятия в честь бандеровцев. Самую большую известность получил фестиваль Бандерштат, о котором я уже как-то писал. С 2017 года существует еще и Шухевичфест. Не безынтересно, что в 2017 году он прошел с 30 июня по второе июля во Львове, то есть в памятные дни Львовской резни, когда члены УПА вырезали евреев. В 2018 году украинская государственная почта официально выпустила серию марок, героизирующих членов дивизии СС «Галичина». Вы только представьте себе, что бы было, если бы словацкая почта выпустила серию марок в честь словацких членов дивизии СС?
Серьезную проблему представляют также высказывания некоторых лидеров Украины. В сентябре 2018 года председатель украинского парламента Андрей Парубий сказал, что «Адольф Алоизович» (Гитлер) был ярым сторонником прямой демократии. Представьте себе, что подобное заявляет председатель парламента Словацкой Республики. Но для Парубия тут нет ничего необычного, и его «фашизоидные» воззрения хорошо известны. В мае 2018 года была опубликована информация о фашистских выходках Василия Марушинца, украинского консула в Гамбурге, который назвал украинцев «арийско-солнечной расой» и раскритиковал венгров за «оккупацию украинской территории». На одной фотографии, сделанной в 2016 году и опубликованной в его книге, этот дипломат даже презентует коллеге торт в виде книги «Моя борьба».
Отношение Словакии к бандеровцам
Для Словакии вопросы, связанные с героизацией Степана Бандеры и бандеровцев, играют большую роль хотя бы из-за словацкой истории. В Словакии с конца войны на этот счет существует консенсус, и его оспаривание приведет к пересмотру других проблем прошлого. Если мэйнстрим будет давать слово сторонникам УПА, а общественные СМИ, такие как Чешское телевидение, будут снимать фильмы с «новым взглядом» на бандеровцев, уже трудно будет объяснить, почему такого же лояльного отношения нет к апологетам военного словацкого государства, ведь и у них есть свои аргументы. Нельзя применять двойные стандарты и выдвигать на первый план тех пособников Гитлера, героизация которых удобна конкретным политическим силам на Украине.
Вопрос в том, насколько активно Словакия должна реагировать на нынешнюю героизацию бандеровцев у нас в стране. Возможно, Национальный совет Республики Словакии мог бы сделать официальное заявление по поводу бандеровцев и их героизации, которое повторило бы выше описанную позицию Европейского парламента. Однако учитывая терпимость, которую словацкая политика проявляет к Украине, вероятнее всего, такого заявления никто не сделает. Поэтому словацкая дипломатия могла бы хотя бы активизировать диалог с украинской стороной и донести до нее, что ее отношение к прошлому противоречит европейским ценностям и является препятствием для ее интеграции в Европейский Союз.
* запрещенная в РФ организация, прим. ред.