Когда к человеку возвращается память, он вспоминает и о дружбе, и о разногласиях между арабскими лидерами и неарабскими странами из коммунистического или западного капиталистического лагеря. Одни пытались избежать заражения арабских обществ коммунизмом, другие — западным реакционизмом, пока лидеры остальных арабских стран наоборот оставались в хороших отношениях с первыми или со вторыми. Все это имело как положительные, так и отрицательные последствия.
Арабы больше тяготели к коммунистическим странам, которые не колонизировали арабские государства и не вмешивались в их дела в силу своих прогрессивных ценностей. Можно было говорить и о сходстве арабских и коммунистических обществ: например, и тут, и там был одинаково низкий уровень жизни. Дружба коммунистов и арабов укреплялась через средства массовой информации, не в последнюю очередь благодаря Гамалю Абдель Насеру. Стимулом для вмешательства коммунистических режимов в дела арабских стран были не колониальные устремления, а желание присоединить их к коммунистическому блоку. В то время как западный колониализм контролировал арабские монархии, обладавшие большими запасами нефти.
Западные и коммунистические страны пытались не допустить доминирования противника в этом регионе. При этом лидеры арабских республиканских режимов зашли слишком далеко, восхваляя коммунистические страны. В их глазах последние представлялись как свободные силы, которые никогда не оккупировали арабские страны и могли помочь им избавиться от власти западного колониализма. Другими словами, арабские режимы обратились к коммунизму в целях утверждения межарабской дружбы, которая должна была помочь им избежать внешнего вмешательства и оккупации.
Восторженная похвала коммунистическому блоку, в том числе в арабских СМИ, перешла все границы. Масштабные информационные кампании о военных, экономических и промышленных подвигах коммунизма были призваны доказать, что коммунистические страны — самые прогрессивные и свободные в мире, и искренне сочувствуют арабским проблемам, в том числе палестинскому вопросу. Арабские СМИ не скупились на лозунги, восхваляющие коммунизм. Хотя, как известно, некоторые журналисты были лицемерами и помогали чиновникам трубить свою ложь. Поэтому отныне мы надеемся, что арабский журналист будет сохранять свое достоинство и авторитет и не станет вводить в заблуждение своих соотечественников, искренне отстаивая то, о чем говорит в своих материалах.
Время от времени в СМИ бушевала борьба между Западом и Востоком. В середине ХХ века арабов вели за собой знаменитые египтяне Ахмед Саид и Мухаммед Арвак, работавшие на радиостанции «Голос арабов». Они сумели привлечь арабскую молодёжь на сторону коммунизма, используя образ героя Гамаля Абдель Насера. Информационная война разделила страны на дружественные Востоку, называющие себя прогрессивными и умеренными, и поддерживающие хорошие отношения с Западом. Арабские страны, ставшие республиками после обретения независимости или военного переворота, больше всех задействовали СМИ. За ними стояли египетские СМИ, а за египетскими — советские. Вместе они выступали против монархических режимов арабского региона.
Многие арабы были удивлены и даже осудили события тех дней, которые привели к конфликтам в арабском регионе. В результате, отец и сын могли следить за сообщениями из разных средств массовой информации. Если молодой человек был склонен доверять прогрессивным СМИ, а его отец выступал против них, между ними возникали серьёзные разногласия. Обычно отец пытался убедить сына держаться подальше от опьянения пропагандой. Разумеется, молодёжь была склонна поддерживать прогрессивные СМИ, в которых главную роль играли насеристы Ахмед Саид и Мухаммед Арвак. Их рвение подогревал национализм, постоянно выступавший против так называемой арабской или западной колониальной реакции.
Многие вспомнили опьянение коммунизмом, когда несколько дней назад услышали, как российский президент Путин, лидер крупнейшего государства, призывающего к марксистской, социалистической свободе и дружбе с арабами, потребовал найти решение, способное остановить сирийскую войну и стабилизировать обстановку в стране. Я думаю, Путин защищает сирийский подход, но не понимаю, почему Россия защищает лидера, совершившего преступления мирового уровня, убивающего свой народ и изгнавшего из страны миллионы сирийских граждан.