Что касается компьютерной грамотности, то американские студенты старших курсов существенно опережают своих сверстников из китайских, индийских и российских вузов.
К такому выводу пришли авторы исследования, результаты которого были опубликованы сегодня в журнале «Труды Национальной академии наук США». Исследование было проведено международной группой ученых во главе с доцентом Стэнфордского университета Прашантом Лоялкой (Prashant Loyalka). Этот коллектив разработал механизм выборочной проверки, чтобы отобрать в каждой из четырех стран студентов старших курсов (в основном с четвертого курса), занимающихся компьютерными науками и информатикой. Они сделали так, чтобы вузы и учащиеся там студенты были статистически репрезентативны, то есть, являлись типичными представителями своих стран и области знаний. Делая выборку, авторы исследования добились того, чтобы участники исследования представляли как элитные вузы, так и рядовые. В окончательный отбор включили 6 847 студентов из США, 678 из Китая, 364 из Индии и 551 из России.
После отбора студентов исследователи провели с ними тест по компьютерным наукам как области специализации. Этот экзамен разработала Служба образовательного тестирования США, которая регулярно его обновляет. Для студентов из Китая и России текст экзамена перевели.
Здесь следует помнить очень важный, но редко упоминаемый фактор, касающийся количества выпускников факультетов информатики. Американские вузы ежегодно выпускают около 65 тысяч компьютерщиков, в то время как университеты трех остальных стран ежегодно вручают дипломы 417 тысячам выпускников. Но эти цифры ничего не говорят о том, кто займет вожделенные места в ведущих мировых компаниях информационных технологий. Лоялка с коллегами отмечают, что количество выпускников, поставляемых элитными китайскими вузами, равно примерно половине от общего количества выпускников, подготовленных вузами США. Элитные университеты Индии готовят в восемь раз меньше специалистов по сравнению с соответствующими американскими учебными заведениями.
Выявленная в ходе исследования разница в уровне подготовки между американскими и другими вузами не является какой-то неожиданностью. (Правда, разница в показателях между элитными вузами меньше.) По словам Лоялки, в США у кафедр информатики и компьютерного образования в целом более длинная и богатая история, и они еще сильнее упрочили свое положение, особенно в сравнении с Китаем и Индией. В США в расчете на одного студента тратится гораздо больше средств, чем в трех остальных странах. Но получив достаточно времени и ресурсов, эти государства смогут догнать Соединенные Штаты.
«Исследование стало хорошей новостью для американских вузов, но это не значит, что им стоит почивать на лаврах», — сказал Лоялка.
Он со своими коллегами также подсчитал разницу в показателях между мужчинами и женщинами. В каждой из стран мужчины опередили женщин. Самая незначительная разница в показателях в Китае, а самая большая в США. Из-за этого среднестатистическая студентка в США оказалась наравне со среднестатистическими студентами из элитных вузов трех остальных стран.