Со стороны кажется, что после прихода к власти хуситов в сентябре 2014 года в Йемене разворачивается два конфликта. Это внутреннее противостояние между хуситами и признанным на международной арене правительством, а также прокси-война между Саудовской Аравией и Ираном. Но прокси-война определяет ситуацию в меньшей степени, чем может показаться.
За последние четыре года в стране начались и другие войны. С началом йеменского конфликта на сцену вышли новые сильные игроки. Вооружившись, они превратились в инструменты для достижения целей внешних сил, а также служат проектам внутри страны.
К ним можно отнести полевых командиров, сепаратистские движения, «Аль-Каиду» и «Исламское государство» (запрещены в РФ — прим. ред.).
В результате войны возникла параллельная военная экономика. В связи с разделением территории между отрядами ополченцев и армейскими силами появилась скрытая экономика, основанная на контрабанде людей, оружия и товаров. Она функционирует благодаря соглашению между лидерами ополчения — маршруты контрабанды в обмен на большие суммы денег. Политическим активистам в хуситских районах необходимо добраться до контролируемых правительством территорий. Их незаконно перевозят по второстепенным маршрутам и платят за это хуситам. То же самое касается вывоза оружия из правительственных районов. В 2018 году служба безопасности объявила о задержании автомобилей с оружием для хуситов, в том числе беспилотных летательных аппаратов. Эти беспилотники везли через районы, находящиеся под контролем сепаратистских движений, которые должны противостоять хуситам и поддерживать законную власть.
К 2015 году сепаратистские движения получили ограниченную поддержку со стороны Ирана, однако позже стали лояльны возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене и получили неограниченную поддержку от ОАЭ. К сепаратистам присоединились такие салафитские группы, как «Хани бен Брек» и «Салафия аль-Джамия». ОАЭ пообещали им восстановить государство на юге, существовавшее до объединения с северным Йеменом в 1990 году. Кроме этих обещаний их ополченцы прошли подготовку: 60 тысяч бойцов получали в Абу-Даби зарплату и современное американское оружие и снаряжение. ОАЭ разместили их по региональному принципу. Об этом свидетельствуют названия подразделений: «Элита Шабвы» (провинция Шабва), «Элита Хадрамаута» (регион Хадрамаут) и пояса безопасности в Адене, Ад-Далиа и Абьяне. Каждый регион мобилизовал своих жителей, и сегодня они требуют создания отдельного от Южного Йемена государства, что превращает южные провинции в источник грядущих войн за независимость сразу нескольких образований.
В поддержку этого отделения в мае 2017 года Абу-Даби создал параллельный орган политической власти. Тогда было объявлено об учреждении Южного переходного совета, который представляет интересы сепаратистов. Остальные фракции Южного движения были крайне этим недовольны. Абу-Даби также создал при переходном совете парламент, получивший название «Национальное собрание». Этот параллельный орган власти конкурирует с законным правительством и имеет рычаги влияния на будущие мирные переговоры. ОАЭ поддерживают отделение южных йеменских территорий, так как им необходимо закрепиться на юге Аравийского полуострова, создать постоянную военную базу в районе Баб-эль-Мандебского пролива и тем самым иметь возможность влиять на национальную безопасность Саудовской Аравии и Омана. По всей видимости, со временем мы станем свидетелями развития еще одного конфликта между тремя упомянутыми странами.
По данным двух расследований, проведенных «Си-эн-эн» (CNN) и «Эмнести Интернэшнл» (Amnesty International) в феврале, легкое, среднее и тяжелое оружие и оборудование, в том числе американские и другие западные машины, были доставлены «Аль-Каиде» и «Исламскому государству» в Йемене. В прошлом году «Асошиэйтед пресс» (The Associated Press) опубликовало расследование, свидетельствующее о щедрой эмиратской поддержки филиалов «Аль-Каиды». Как сообщило агентство, Абу-Даби передал средства «Аль-Каиде» для вывода ее сил из Эль-Мукаллы без боя. Боевики «Аль-Каиды» были частью военизированного ополчения, которое возглавлял Хани бен Брек. Эта поддержка позволила двум организациям долгое время вести войну против йеменского правительства. А полученное ими американское оружие предназначалось не только для использования по прямому назначению, но и для выявления слабых мест противника.
Таким образом, арабской коалиции до сих пор не удалось достичь своей цели — вернуть к власти президента Абд Раббо Мансура Хади и доставить его в Сану, и Йемен стал ареной многочисленных войн, остановить которые не так-то легко.