Последние действия России привлекли внимание к Южному Йемену и вопросу о разделении, который продвигает Южный Переходный Совет при поддержке ОАЭ. А также российские шаги вызвали вопросы и опасения по поводу роли, которую Москва может сыграть в йеменском конфликте.
Например, визит российского посла в Аден и теплый прием со стороны Южного Переходного Совета, а также визит главы Южного Переходного Совета Айдаруса аз-Зубейди в Москву и его встречу с российскими официальными лицами. На пресс-конференции в Москве он призвал Россию сыграть активную роль в йеменском конфликте, что будет способствовать стабилизации обстановки в стране.
В сентябре посол России в Йемене Владимир Дедушкин подтвердил твердую позицию Москвы в поддержку безопасности, стабильности и единства Йемена. Он заявил: «Южный Йемен — это важная часть страны и интересы этого региона должны быть отражены в будущем мирном соглашении».
Российский посол сделал это заявление в свете исключения Южного Переходного Совета из переговоров по йеменскому конфликту, которые должны были пройти в Женеве. Следует напомнить, что в конце прошлого года переговоры были проведены в Швеции.
Послание и подготовка
В Адене российского посла ожидал почетный караул и теплый прием со стороны руководства Южного Переходного Совета. Это стало посланием для тех, кто следит за йеменским вопросом — что отразилось и на комментариях в социальных сетях.
По словам политического активиста Азала аль-Джави аль-Саккафа, на встрече отсутствовали какие-либо послы и министры, включая министра иностранных дел Великобритании, посла США и посла Саудовской Аравии. Он отметил, что своими действиями Южный Переходный Совет продемонстрировал четкую позицию, а именно то, что он перешел на сторону России и ее союзников.
«Встречи, состоявшиеся в Москве, особенно встреча заместителя министра иностранных дел России с руководством Южного Переходного Совета не могут быть истолкованы никак иначе, кроме как подготовка к более решительным действиям со стороны России в йеменском вопросе. Москва может выйти за рамки дипломатических переговоров, что было до войны», — написал он на своей странице в Фейсбуке.
«Йеменский кризис перестал быть проблемой только йеменцев. Сегодня йеменский файл в руках крупных игроков. И конфликт развивается вслед за изменением порой противоречивых повесток этих самых игроков», — заявил йеменский политолог Табит аль-Ахмади.
Аль-Ахмади в интервью «Аль-Халидж онлайн» рассказал, что «Россия не сможет внезапно вмешаться в йеменский конфликт». Он добавил, что «Москва будет использовать только политическое и историческое влияние, чтобы урвать свой кусок пирога. В прошлом она присутствовала в регионе, и не только на Юге, но и на Севере».
Йеменский политолог прокомментировал интервью, которое Айдарус дал телеканалу «Русия аль-Яум». По его мнению, эта встреча «ничто иное, как прощупыванием серьезности намерений Айдаруса и его способности управлять своим проектом. Можно ли иметь с ним дело как с внутренним игроком или нет? Это основные цели встречи».
«Русские спешат застолбить себе место на будущее в случае разделения страны, а также наладить хорошие контакты, если никакого разделения не произойдет». Аль-Ахмади подчеркнул, что «пока события не говорят об обратном».
Американский файл
Йеменский политолог Хашим аль-Абара прокомментировал визит российского посла. «Российский посол приехал с визитом в Аден, временную столицу Йеменской Республики. Этот визит — часть дипломатической миссии российского посольства. Ее целью является открытие российского консульства в Адене, но ситуация с безопасностью все еще критическая».
«Любой визит в Аден не следует рассматривать как визит в южную провинцию. Сегодня это место пребывания временного правительства Йемена и временная столица», — рассказал он «Аль-Халидж онлайн».
Йеменский политолог Хусейн Салех исключил существование американо-российского соперничества в Йемене. Он написал на своей странице в Фейсбуке, что йеменский файл затрагивает интересы России и США, но существует негласное разделение сфер влияния. Йеменский файл принадлежит США, а сирийский — России«.
«Встреча президента США Дональда Трампа с президентом России Владимиром Путиным в Финляндии привела к реальному обмену мнениями. Йеменский вопрос имеет первостепенное значение для Вашингтона и его арабских союзников. Йемен перейдет под американское влияние в обмен на переход Сирии под влияние России. Вашингтон должен помочь Москве в Сирии, а Москва — Вашингтону в Йемене», — добавил он.
Присутствие и интересы
Йеменский политолог Абдулла аль-Хайвани считает, что любое российское присутствие в Йемене оправданно с исторической и стратегической точек зрения.
«В последние годы Россия занимается разрешением сирийского кризиса, поэтому она не станет снова появляться на йеменской сцене. Русские присутствовали в Южном Йемене с 1960-х годов и до распада Советского Союза в начале 1990-х годов. Они поддерживали правящий социалистический режим в Южном Йемене, а также оказывали помощь вооруженным силам Южного Йемена во время холодной войны. Кроме того, на территории Южного Йемена находилась русская военно-воздушная база», ¬- рассказал он в интервью «Аль-Халидж онлайн».
Аль-Хайвани указал на факторы, которые могут увеличить вероятность вмешательства России. Это борьба йеменцев со своими эмиратскими союзниками и готовность Южного Переходного Совета к любой возможной роли для достижения поставленных целей. Йеменский политолог сослался на слова аз-Зубейди о том, что присутствие России приведет к партнерству с йеменцами с будущем, а также к безопасности и стабильности в стране.
«Кроме приближающегося окончания войны в Сирии, у русских имеются амбиции по созданию военной базы в Йемене. Оказание поддержки Южному Йемену может привести к созданию российской военной базы на его территории, Россия давно этого хочет. Также Москва стремится увеличить свои выход к морям, особенно в Красном море», — добавил он.