Современный Китай стал международным центром индустрии роскоши
По данным «маркетингового исследования рынка роскоши в Китае», составленным консультативной компанией по управлению «Бэйн-энд-Компани» (Bain & Company), за 2018 год объемы продаж в данной сфере выросли на 20%, превысив показатели за 2017 год.
Составитель данного отчета партнер «Бэйн-энд-Компани» Бруно Ланнс назвал такие темпы роста «поразительными». Стоит отметить, что причины роста могут быть разными, например, в отличие от Европы, основным каналом продажи предметов роскоши в Китае считается электронная торговля. Во всем мире больше всего интернет-покупок совершается в Китае. Также стоит учитывать обратный поток расходов. Из-за импортных таможенных тарифов, установленных правительством, контроля за «серым» рынком, регуляцией разницы рыночных цен на предметы роскоши на внутреннем и внешнем рынках, выбор все большего числа китайцев падает на товары, представленные на внутреннем рынке. По данным компании, потребление предметов роскоши со внутреннего рынка в 2018 году составило 27%, для сравнения в 2015 году эта цифра равнялась 25%, а в 2025 году может увеличиться до 50%.
Кто покупает предметы роскоши? По наблюдениям, сделанным Бруно Ланнсом, средний возраст потребителей роскоши в Китае ниже, чем в других странах. По его словам, рынок предметов роскоши в Китае развивается за счет миллениалов, еще год назад основными потребителями этих товаров были люди от 25 до 38 лет.
Это звучит шокирующе, однако в Китае уже стало нормой. На протяжение нескольких лет рекламные компании многих товаров широкого потребления были нацелены на молодежь. Позже этой тенденции стали следовать и фирмы, производящие дорогостоящую продукцию. Их реклама начала появляться на крупных площадках электронной торговли, для которых даже создавались специальные товары, приглашались китайские знаменитости, к сотрудничеству стали привлекаться ведущие лидеры мнений, обложки и витрины заполнили лица актеров, некоторые из которых сами только недавно стали известными. И все это делалось для того, чтобы привлечь еще более молодых покупателей.
Чем обусловлена покупательная способность молодых китайцев? В ходе своего исследования, Бруно Ланнс сделал вывод, что у значительной части китайских миллениалов уже есть свои квартиры, они получают деньги от семьи и имеют собственные источники дохода, а значит у них есть средства, которые можно смело тратить. К тому же они хорошо знакомы с индустрией предметов роскоши, так как информация поступает к ним по многочисленным каналам.
Точка зрения Бруно Ланнса основывается на более ранних исследованиях. В 2017 году «Эйч-Эс-Би-Си» (HSBC) — Гонконгско-шанхайская банковская корпорация опубликовала отчет о результатах исследования владельцев жилья по всему миру «Вне кирпичей: значение недвижимости», в котором говорилось что Китай опережает все другие страны по количеству жилья, принадлежащего миллениалам, в Китае этот показатель на 70% больше, чем в западных странах. Стоит отметить, что 85% опрошенных китайцев были городскими жителями.
Одним словом, китайские потребители занимают значительное место в индустрии товаров роскоши. По данным «Бэйн-энд-Компани», покупки дорогих товаров жителями Китая составляют 33% от мирового рынка, иными словами за 2018 год китайцы скупили треть предметов роскоши по всему миру. Три года назад эта цифра составляла 31%, а 18 лет назад — всего 1%.
Когда мир узнал, какой огромный потенциал заложен в китайском рынке потребления, многие компании, продающие дорогостоящие товары стали открывать там магазины, проводить маркетинговые операции, производить лимитированные партии товара специально для китайского рынка и проводить в Китае первые презентации своих товаров.
Возьмем для примера парижский дом моды «Эрме» (Hermes). В феврале этого года компания опубликовала данные о результатах своей деятельности за четыре квартала. В отчете говорится, что объём продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе увеличился на 11,6%, в Японии продажи увеличились с 8,1% до 13,1%. В начале этого года компания открыла свои магазины в трех городах Китая: Гонконге, Чанше и Сиане, а также увеличила свой магазин в Шанхайском международном финансовом центре (Shanghai IFC).
И все же есть те, кто считают, что, когда Китай в развитии дойдет до определенного уровня, то, подобно Японии, превратится в общество с низкими потребностями. Но в отношении предметов роскоши эта перемена произойдет еще не скоро. По оптимистичным прогнозам, такой рост будет сохраняться еще некоторое врем. Китайские миллениалы не утратят желание и интерес к покупке дорогостоящих товаров. Недавний опрос, проведенный швейцарским банком (UBS), показал, что 71% миллениалов оптимистично смотрят на свои финансовые перспективы, а 81% ожидает увеличения дохода.
Однако фирмам, производящим дорогостоящую продукцию надо обратить свое внимание на то, что вслед за увеличением расходов на арендную плату, маркетинговые компании, сотрудничество с лидерами мнений, повысятся и траты на ведение торговли на территории Китая. Бренды вкладывают все больше денег в цифровой маркетинг. «Мы видим, что в 2015 году инвестиции в цифровой маркетинг были меньше 50%, а теперь составляют больше 50%, в 2018 году этот показатель был на уровне 60-70%», — отметил Бруно Ланнс.