Примечательно, что сейчас мы живем в 21 веке, веке беспрецедентных глобальных связей и межкультурного обмена, но по крайней мере для двух западных компаний-гигантов с миллиардными состояниями палочки для еды по-прежнему остаются комическим символом всего, что связано с Азией.
Мультикультурализм — новое убеждение, которое активно продвигается западными демократиями и при котором обычными явлениями стали межрасовые отношения и браки, а азиатская кухня — китайская, корейская, тайская и многие другие — никогда не была так популярна.
Однако на фоне такого очевидного социального и кулинарного прогресса продолжают существовать расистские шутки про палочки для еды, которые прижились не только среди обычных и малообразованных Джо, но и среди крупных транснациональных игроков, таких как американский гигант фастфуда "Бургер Кинг«(Burger King) и один из ведущих мировых домов моды — итальянский дом моды «Дольче Габбана» (Dolce & Gabbana).
Как кто-то, кто имеет представление об этой части света, смог написать текст, снять или одобрить рекламу нового, якобы вьетнамского бургера, где посетители делают тщетные и неуклюжие попытки съесть это новое блюдо при помощи палочек для еды?
«Позвольте вашим вкусовым рецепторам перенести вас прямо в Хошимин», — гласит заголовок рекламы.
И, как выясняется, сладкий соус чили, который якобы придает гамбургеру с нежной хрустящей корочкой тот самый вьетнамский колорит, на самом деле больше ассоциируется с Таиландом, нежели с Вьетнамом. Да, и правда достаточно близко.
Неужели слишком велики ожидания того, чтобы хотя быть один или два рекламных менеджера Burger King будут иметь хоть какое-нибудь представление об этом огромном, этнически разнообразном и любящем гамбургеры рынке, который мы называем Азией?
Реклама, размещенная в новозеландском инстраграм-аккаунте «Бургер Кинг», тотчас вызвала шквал осуждения в социальных сетях, после чего компания удалила видео и принесла свои извинения.
Фиаско в сфере связей с общественностью напомнило о похожей несмешной и расово бесчувственной серии реклам, запущенной Dolce & Gabbana в ноябре прошлого года, где в качестве предполагаемого комического реквизита также использовались палочки для еды.
Ужасной ошибкой было прорекламировать модный показ, который должен был пройти в Шанхае, сняв три коротких ролика, где хихикающая, кажущаяся глупенькой китаянка, разодетая в шикарный наряд D&G, неуклюже тыкает палочками для еды пиццу, спагетти и канноли, пока мужчина дает ей шутливые инструкции.
После того, как китайские соцсети взорвались от возмущения, реклама была удалена в течение 24 часов, и основатели компании — Доменико Дольче и Стефано Габбана — опубликовали 90-секундное видео, в котором они принесли свои извинения на китайском языке (на диалекте путунхуа).
Однако это извинение было частично сведено на нет последующими историями, запечатленными на скриншоте переписки якобы Габбаны с одним из пользователей Instagram, в которой дизайнер описал Китай при помощи пяти эмодзи-какашек.
Габбана утверждал, что его аккаунт взломали, но сотни китайских актеров и моделей, которые должны были появиться на показе в Шанхае, тем не менее, отказались от своего участия, поскольку кампания #boycottdolce разошлась по всей сети.
Приобретение чего-либо у марки D&G остается табу в Китае и по сей день.
Но китайцы вряд ли являются единственной мишенью в процветающем рекламном бизнесе, преисполненного расовых стереотипов.
Вспомните прошлый декабрь, когда «Прада» (Prada), еще один итальянский модный дом, был вынужден снять с производства подвески для своих знаменитых сумочек, потому что они представляли собой черных обезьян с красными раздутыми губами.
Не желая уступать «Прада», другой итальянский люксовый бренд, «Гуччи» (Gucci), пошел еще дальше и предложил черную «балаклаву» стоимостью 890 долларов, где контур губ дизайнеры также обвели толстой рубиново-красной линией.
Каким-то образом задетыми оказались темнокожие люди, которые, как ни крути, чаще всего подвергаются оскорблениям со стороны расистских рекламодателей.
Надо же.
В то время как «Прада» и «Гуччи» извинились за свою необъяснимую недальновидность, появление следующей расисткой рекламы, которая взорвет интернет и уличит во лжи любую идею о невероятном, новом, взаимосвязанном многокультурном мире с царящими в нем расовым равенством и пониманием, кажется лишь вопросом времени.
Расовые и гендерные стереотипы продолжают изобиловать в обществе. Среди молодых азиаток по-прежнему высоко распространена «желтая лихорадка» в отношении западных мужчин. Что касается азиатов, по крайней мере, если вы китаец или, как это часто к сожалению бывает, японец, кореец или другой представитель страны Восточной или Юго-Восточной Азии, который ошибочно принимается за китайца, то в их отношении стереотипы, возможно, еще хуже: вы либо невидимый бесполый ботаник, либо крутая реинкарнация легендарного мастера боевых искусств Брюса Ли.
Несомненно, и в самой Азии существует собственный бренд коммерческого расизма. Кто помнит китайскую рекламу стирального порошка, снятую несколько лет назад, где девушка скармливает капсулу с рекламируемым порошком грязному, заигрывающему молодому темнокожему мужчине, а потом запихивает его в стиральную машину? После быстрой стирки перед нами предстает чистый, опрятный… китаец!
А как насчет той нелепой пародии, с которой выступали на четырехчасовом новогоднем гала-концерте CCTV в прошлом году, где китайский актер с черным лицом и накладными ягодицами изображал африканскую мать, чья дочь, в роли которой была настоящая африканка, попросила китайца притвориться ее мужем, чтобы произвести впечатление на маму?
Конечно, какая африканская мама с жирной задницей не обрадуется зятю-китайцу?
Вы не можете никак это заглушить — это просто продолжает происходить.
Было бы неправильным и некорректным заканчивать статью, не упоминая при этом ужасные предрассудки и расизм, которые происходят прямо здесь, в Гонконге, в городе, где до 2008 года полностью игнорировалась расовая дискриминация. Впоследствии в конечном итоге был введен давно обсуждаемый указ о расовой дискриминации.
Одиннадцать лет спустя, когда в нашей образовательной системе утверждена дискриминация этнических меньшинств и когда китайские арендодатели регулярно отказывают в сдаче жилья выходцам из Южной Азии и представителям других меньшинств, у вас может возникнуть вопрос — сколько людей было привлечено к ответственности на основании этого указа.
Ответ: нисколько.