Если Путин действительно намеревался досадить Вашингтону, то он добился этой цели с наименьшими затратами.
Присутствие российских военнослужащих в Южной Америке в последнее время стало новой составляющей международной панорамы. В связи с этим встает вопрос о причинах, побуждающих к подобным действиям. За отсутствием правдоподобного объяснения их можно интерпретировать как рискованный геополитический шаг, попытку поддержать правительство, попавшее в передрягу, либо как частичную кредитную помощь обанкротившемуся режиму.
Как бы то ни было, российский военный опыт в Латинской Америке оставляет желать лучшего. Интервенция 1962 года на Кубу, известная как ракетный кризис, поставила мир на грань ядерной конфронтации. Благодаря осторожному руководству президента Джона Кеннеди и разумному дипломатическому обмену советский премьер-министр Никита Хрущев согласился вывести ядерное оружие, тайно переправленное на Кубу.
Нынешний эпизод носит иной характер. В 1962 году Советский Союз являлся сверхдержавой, которая — по крайней мере в военном отношении — считалась главным соперником Соединенных Штатов. С другой стороны, СССР значительно отставал от западных демократий по своим экономическим показателям. Бывший канцлер Федеративной Республики Германия Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) в частном порядке называл Советский Союз Верхней Вольтой с ракетами. Этот дисбаланс между военным аппаратом и уровнем экономического развития сохраняется в России и при Владимире Путине.
Россия желает защитить венесуэльский режим от возможного регионального военного вмешательства, однако агрессия эта существует лишь в ее собственном воображении. Как заявил в Вашингтоне вице-президент Бразилии Гамильтон Мурао (Hamilton Mourao), страны Латинской Америки не намерены вмешиваться в военный конфликт в Венесуэле. Давление, которое они оказывают с целью восстановить демократию в соседней стране, носит дипломатический характер. Реальная опасность, с которой сталкивается режим Мадуро, заключается в невозможности обеспечить гражданам Венесуэлы благополучие и доступ к системе здравоохранения. Дефицит энергии и воды вкупе с нехваткой продовольствия и лекарств привели к гуманитарной катастрофе. Российское военное присутствие едва ли способствует улучшению этой ситуации.
Если Путин намеревался досадить Вашингтону, он добился этого с наименьшими затратами, поскольку российское военное присутствие не является стратегической угрозой. Ссылаясь на знаменитое высказывание Маркса о том, что история повторяется дважды, мы можем сказать, что планировавшаяся в 1962 году русско-латиноамериканская атака едва не привела к трагедии. А вот события 2019 года, по всем признакам, рискуют превратиться в фарс.
Родриго Ботеро Монтойя — экономист, бывший министр финансов Колумбии