Встреча советников по национальной безопасности США, России и Израиля в конце июня представляет собой достижение израильской политики, которая лавирует между интересами Москвы и Вашингтона и является участником диалога сверхдержав по будущему Сирии и иранскому вмешательству в стране. (Автор имеет в виду состоявшуюся 25 июня встречу Николая Патрушева, Джона Болтона и Меира Бен-Шаббата в Иерусалиме — прим. ред.)
Для США и России речь идет о новом этапе их усилий по формированию более тесных связей и развитию диалога по спорным вопросам. Выбор Израиля в качестве места проведения встречи должен был подчеркнуть его региональную роль. Кроме того, не исключено, что Вашингтон и Москва хотели тем самым выразить поддержку Израилю в контексте Сирии и иранского присутствия (наличие иранских сил в соседствующей с еврейским государством Сирии, куда иранцы были приглашены Дамаском для борьбы с суннитскими радикалами, беспокоит Израиль — прим. ред.). Израиль в свою очередь заинтересован в участии в обсуждении региональных вопросов, однако для него существуют здесь определенные риски. Дело в том, что такой диалог может вылиться в политическое соглашение по укреплению стабильности Сирии без учета каких-либо израильских интересов в данном вопросе.
И вот, советники по национальной безопасности США, России и Израиля собираются в Израиле в конце июня. Это равнозначно настоящему подвигу израильской политики, которая старается удержать баланс между интересами Москвы и Вашингтона и поучаствовать в диалоге сверхдержав по будущему Сирии и иранскому присутствию в этой стране. Для России и США на кону — возможно, дополнительный этап укрепления связей и развития диалога по спорным вопросам. В данной статье мы попытаемся развеять хотя бы часть окружающего встречу тумана.
СМИ писали о том, что главной темой встречи должно быть обсуждение соглашения по Сирии. Это в свою очередь подразумевает дискуссию по продолжающемуся вмешательству Ирана в этой стране. Как бы то ни было, можно предположить, что, с учетом улучшения диалога России и США, встреча имеет дипломатическую значимость и касается глобальных вопросов, которые стоят перед каждой державой.
По крайней мере для США и Израиля, цель была — обсудить разработку общей политики в отношении Сирии и Ирана. Что касается Сирии, можно предположить, что усилия направляются на урегулирование с опорой на переговоры в Женеве под эгидой ООН, а не на астанинский процесс, в котором участвуют лишь Россия, Иран и Турция. Россия в свою очередь, видимо, стремится добиться от США согласия на участие президента Башара Асада в будущих выборах в Сирии. С учетом обострения кризиса между Ираном и США в Персидском заливе, Америка ждет, чтобы Россия поддержала ее политику по иранскому вопросу, в частности в том, что касается санкций, которые призваны вернуть Иран за стол переговоров. Эти переговоры призваны улучшить соглашение по ядерной программе Тегерана и в целом добиться сокращения влияния Ирана — как в Сирии, так и на всем Ближнем Востоке.
Нельзя исключить некоторых перемен в ближневосточной политике России. Они могут выразиться, в частности, в сближении и тесном сотрудничестве Москвы с Израилем. Это улучшение последует после продолжительного похолодания в отношениях Москву и Израиля (очевидно, имеются в виду последствия крушения российского самолета в сентябре 2018 года, в котором виноваты были израильские истребители — прим. ред.) Возможно, мы сможем увидеть и рост недоверия Москвы к Ирану и режиму Асада, который, может случиться, если наметится сближение России с США. Встреча в Израиле, по всей видимости, становится еще одним подтверждением этой тенденции.
Недавние регулярные контакты двух сторон пролили свет на растущее сближение Вашингтона и Москвы. У президентов Дональда Трампа и Владимира Путина запланирована встреча на саммите «двадцатки» в Токио. Как бы то ни было, пока еще слишком рано давать оценки данному процессу в связи с давлением на Путина и особенно на Трампа со стороны оппозиции внутри их стран. Это давление отталкивает обоих лидеров от шагов в сторону улучшения отношений.
Дональд Трамп, возможно, считает, что после публикации доклада Мюллера у него развязаны руки, по крайней мере, в том, что касается продолжения диалога с Москвой. Кроме того, правительство Трампа, судя по всему, стремится подтолкнуть Россию к обсуждению вывода иранских сил из Сирии и даже принятию мер против Ирана, чтобы тем самым снизить напряженность в Персидском заливе и заставить Тегеран принять новые переговоры по ядерной программе. Заинтересованность России в улучшении отношений с США связана с ее стремлением поскорее покончить с сирийским кризисом, сохранив достигнутые позиции в стране, а также улучшить отношения с западными странами (прежде всего, с Европой) касательно постсоветского пространства в надежде на снятие введенных после украинского кризиса санкций.
Сложно сказать, получит ли расчет американцев на соглашение с Россией практическое подтверждение. Стоит напомнить, что Россия и Иран являются партнерами в сирийской войне и союзниками режима Асада, хотя, как уже отмечалось, нестыковки в их позициях по будущему страны стали сильнее. Кроме того, напряженность в их отношениях выросла в свете недавнего кризиса между Тегераном и Вашингтоном.
Стремление России изменить схему сотрудничества с Ираном при одновременном сближении с Западом и Израилем, судя по всему, оформилось еще год назад. Так, например, в ходе саммита в Хельсинки в июле 2018 года и конференции в Париже в ноябре Россия предложила США и Израилю принудить Иран к уходу из Сирии (так в тексте, официально о таком предложении не говорилось — прим. ред.). Тем не менее реализация этого плана, по всей видимости, натолкнулась на противодействие влиятельных сил в России, которые опасаются сближения своей страны с США и отхода от Ирана. Для них предпочтительнее постоянное противостояние сверхдержав, а Иран является партнером в борьбе с Западом. В любом случае, президенту Путину, кажется, недавно удалось продвинуться в этом вопросе движения по направлению к Израилю, хотя угли сопротивления все еще тлеют. То есть пока еще слишком рано говорить о том, насколько серьезным является лидерство России в сближении с Израилем. До конкретной реализации еще далеко в связи с противодействием Ирана и сирийского режима.
Российское руководство много приложило усилий для улучшения отношений с Израилем. Эти усилия особенно примечательны в свете существующего в стране противодействия изменению политики на Ближнем Востоке. В сентябре 2018 года российский самолет был сбит в небе над Сирией, что повлекло за собой кризис в отношениях, который только обостряли выступавшие против сближения силы. Все завершилось на встрече президента Путина и премьера Нетаньяху в конце февраля 2019 года, когда Россия предложила Израилю новую схему сотрудничества для формирования соглашения по Сирии с выводом иностранных сил (прежде всего, иранских) с территории страны. Не исключено, что эта инициатива была направлена на продвижение договоренности между Москвой и Вашингтоном.
Судя по всему, Россия также добивается вывода американских войск из Сирии, причем при координации с Москвой. Россия хочет заполнить оставленный американцами вакуум на северо-востоке страны между режимом Асада (он стремится вернуть себе контроль и влияние) и иранцами (они хотят контролировать иракско-сирийскую границу и месторождения на востоке страны). Москва постарается также сохранять баланс между курдскими отрядами «Сирийских демократических сил» и Турцией (она сделает все, чтобы не допустить автономии курдов на севере Сирии).
В целом, трехсторонняя встреча представителей России США и Израиля выглядит как очередной этап возобновления российско-американского диалога, чья главная цель заключается в обсуждении ключевых для обеих сторон вопросов в международных сферах. Дискуссия направлена на формирование общей политики по Сирии и Ирану, на вывод иностранных сил с сирийской территории и на совместные действия по решению региональных проблем. Что касается конкретно Сирии, главная тема обсуждения — политическое урегулирование и стабилизация, однако США вряд ли готовы сотрудничать с Россией в обмен на признание режима Асада или финансирование восстановления страны. Что же до Ирана, разные лагеря считают необходимым прийти к соглашению для урегулирования кризиса.
Выбор Израиля в качестве места проведения встречи был призван подчеркнуть его роль в регионе, особенно с учетом того факта, что российско-американское сближение пока что не получило широкой поддержки ни в России, ни в США. Возможно, Вашингтон и Москва заинтересованы в том, чтобы выразить поддержку Израилю по отношению к Сирии и Ирану. Как бы то ни было, Израиль идет на определенный риск, выступая как площадка для диалога России и США, поскольку такой диалог может вылиться в политическое соглашение по укреплению стабильности Сирии без учета каких-либо израильских интересов в данном вопросе.
В любом случае, встреча советников по национальной безопасности представляет собой дипломатический подвиг для Израиля. Даже при отсутствии конкретных договоренностей по будущему Сирии и выводу иранских сил из страны само проведение подобного мероприятия укрепляет статус Израиля и его потенциальное влияние на новые договоренности по Сирии. Россия уже пообещала ограничить иранскую деятельность и периодически предпринимает выдающиеся шаги, чтобы доказать, что она держит свое слово. В частности, это касается отвода проиранских сил и отрядов от израильской границы.
Россия определенно будет пытаться легитимизировать сохранение режима Асада в Сирии и добиться признания того, что он выиграл гражданскую войну и остается незаменимым, по крайней мере, на ближайшие годы. Израиль в свою очередь может потребовать в обмен на признание режима Асада формирование канала военной связи с сирийским режимом для координации действий вооруженных сил, предотвращения недоразумений, противодействия инициативам террористических групп и проиранских сил на Голанских высотах. И самое главное — для недопущения эскалации в связи с неверным прочтением намерений той или иной стороны.