«Время либерализма заканчивается». Это главная за последнее десятилетие идея, которую Кремль предложил российским гражданам.
Последние опросы общественного мнения, проведенные «Левада-центром», показали, что большинство россиян (на которых ежедневно обрушивали потоки информации, указывающей на упадок и загнивание либерального Запада), придерживаются консервативных ценностей. С величайшим удивлением многие аналитики пытаются понять, где же все те либералы 1980-х и 1990-х годов, которые «подписались» под распадом СССР и окончанием холодной войны? Таков масштаб перехода к традиционным ценностям, которого удалось добиться за годы президентства Владимира Путина.
Судя по всему, теперь Путин стремится расширить рамки этой пропаганды консервативных идей и вынести ее на мировую арену. На этой неделе в интервью газете «Файнэншл Таймс» он озвучил ряд тезисов, тщательно подготовленных идей, чтобы большинство россиян смогли их повторить без труда, даже если их разбудить посреди ночи.
Короче говоря, либерализм себя изжил, большинство стран мира за пределами Запада принимает консервативные ценности, и признание большинством европейцев важности этих «традиционных» убеждений — лишь вопрос времени.
Как бы западные либералы ни были возмущены и встревожены (и не без оснований), им будет трудно отмахнуться от признаков упадка либерализма, которые с одержимостью демонстрируют российское руководство и СМИ. Подъем национализма и популизма правого или левого толка, реакция Европы на миграционный кризис или тяжелый и запутанный процесс выхода Великобритании из ЕС являются симптомами угасания и раскола, которые трудно не заметить.
Главное, что беспокоит Путина, заключается в том, что Россия не в состоянии завоевать такой же международный авторитет, которым пользовался Советский Союз. На протяжении последних 30 лет она искала способ вернуть себе былую славу и внушить к себе уважение. Распространение коммунизма служило Советскому Союзу основой для оказания влияния на международную ситуацию. В настоящее время у России нет достойной замены марксистской идеологии. И как раз тут на первый план выходят консервативные ценности Путина.
Вне всякого сомнения, именно благодаря этой идеологии Путину удается удерживать власть в условиях конкуренции, когда появляются новые лидеры.
Может возникнуть желание трактовать недавние заявления Путина как очередной антизападный месседж, рассчитанный на российскую аудиторию. Но скорее всего, Россия чувствует, что западный либерализм сейчас переживает самый тяжелый период со времени окончания холодной войны. А значит, у Путина появилась прекрасная возможность попытаться повторить успех этой внутренней идеологии на мировой арене.
К консервативно настроенным людям на Западе он обращается лишь отчасти. А вот такие страны, как Китай, Индия, Турция и даже Япония, традиционно относятся к западному либерализму с большим недоверием. Они считают его чем-то чуждым, в какой-то степени навязанным силой.
Либеральному Западу действительно следует насторожиться, поскольку Путин довольно откровенно провозглашает начало своего «похода», цель которого — сплотить консервативно настроенные мировые державы.
По его словам, упадок либерализма дает возможность обеспечить стабильность и порядок на основе консервативной идеологии. В мире, в котором господствуют эти «традиционные» ценности, миграционные проблемы уйдут в прошлое, и национальные основы останутся неизменными.
Но и время Путина и России тоже заканчивается. Путин, управляющий страной почти 20 лет, стремится оставить наследие, передать крепкие традиции, связанные с тем, как Россия влияет на международную обстановку. Это также обусловлено ощущением необходимости срочных действий, которое испытывают российские политики и интеллигенция. Стабильность самой страны довольно ненадежна, и этим объясняются надежды на то, что крах Евросоюза и Запада наступит раньше, чем крах России.
На Западе кризис либерализма, и это дает России возможность реализовать свой амбиционный план достижения мирового лидерства через нелиберальные ценности. Однако в плане есть изъян. По-прежнему крайне маловероятно, что крупные глобальные игроки, такие как Китай или Индия, сплотятся вокруг Путина (со всеми вытекающими последствиями) и с готовностью признают Россию центром нового консервативного мирового порядка.