«Яндекс.Маркет» — это совместный продукт крупнейшего российского розничного банка Сбербанк и научно-технического гиганта «Яндекс». Многие считали, что «Яндекс.Маркет» может стать лидером в области электронной коммерции в России, однако всего лишь спустя год сотрудничества отношения между двумя компаниями дали трещину.
Мария Суханова, аналитик «БКС Глобал Маркетс» (BCS Global Markets), отмечала в докладе, что «Сбербанк и «Яндекс могут прекратить сотрудничество в сфере электронной коммерции». По сообщениям издания «Бэлл» (The Bell), стороны рассматривают разрыв отношений в рамках совместного проекта «Беру», а Сбербанк заинтересован в сотрудничестве с конкурентами по отрасли: компаниями «Озон» (Ozon) и «Авито» (Avito). Как сообщил источник, и Сбербанк, и «Яндекс» недовольны нынешним сотрудничеством и предлагают его прекратить. В настоящее время стороны еще не приняли каких-либо решений.
У «Яндекс.Маркет» были большие перспективы
Совместный интернет-магазин «Беру» на базе «Яндекс.Маркета» был запущен в апреле 2018 года, у проекта была цель стать крупной электронной торговой площадкой и поглотить весь российский ритейл.
В 2018 году на долю «Яндекс.Маркета» приходилось 4,8% всей розничной торговли в стране, и эта цифра росла огромными темпами. По прогнозам, к 2024 году доля данной платформы могла бы составить 8,5%. «Яндекс.Маркет» с самого начала занимал огромную долю рынка.
Как известно, «Яндекс» сравнивал цены для «Яндекс.Маркета», а Сбербанк предоставлял платформе денежные средства в размере 30 миллиардов рублей (471 миллион долларов). Счета в Сбербанке открыты у половины россиян, а сама компания постепенно трансформируется в финансово-технологическую, что открывает огромные перспективы для сотрудничества с «Яндексом». Каждая из сторон владеет 45% акций проекта «Яндекс.Маркет», оставшиеся 10% составляют акционерный опцион для накопления дополнительных средств.
Часть услуг, предоставляемых «Яндекс.Маркетом», уже начали действовать, на его основе было создано немало новых платформ. В мае 2018 года стало известно, что сайт «Беру.ру» (Beru.ru) был попыткой «Яндекса» проникнуть в сферу торговли смартфонами.
«Яндекс» также создал платформу для международной электронной торговли «Брингли» (Bringly), соперничающую с «Алиэкспресс» (AliExpress), которому принадлежит две трети всех ввозимых в Россию товаров, купленных через интернет. По оценке российского исследовательского агентства «Дата Инсайт» (Data Insight), спустя шесть месяцев после создания в апреле сумма оборота на платформе «Беру.ру» составляла 1 миллиард рублей ежемесячно, это около 10% от общего оборота всех онлайн-платформ розничной торговли на конец 2018 года.
Они были созданы друг для друга
Мария Суханова отмечает, что «эта новость удивила всех, так как проект просуществовал всего год. Прекращение сотрудничества с „Яндексом" может отразиться на репутации Сбербанка, потому что системные проекты становятся важной частью инвестиционных случаев, а прекращение сотрудничества может вызвать беспокойство относительно внедрения их стратегии. Кроме того, „Яндекс" использует мощные технологии, поэтому он и стал одним из наиболее подходящих партнеров. Но если говорить о Сбербанке, то для него данная сделка не считается крупной».
Создание «Яндекс.Маркета» принесло много пользы самому «Яндексу», так как для развития платформы было необходимо несколько лет подряд получать денежные средства. Российский предприниматель в сфере интернет Оскар Хартманн отметил, что доход от розничных онлайн-продаж начинает поступать только спустя три года, а новой форме интернет-торговли может понадобиться восемь лет.
На это время «Яндексу» будет нужен партнер для финансирования развития проекта, а Сбербанк как раз располагает внушительным капиталом.
Конкуренты хищно озираются
В краткосрочной перспективе не понятно, чего ждать от разрыва сотрудничества, однако оно абсолютно точно будет означать отказ Сбербанка и «Яндекса» от своего преимущества первопроходцев на рынке, где конкуренция крепнет день ото дня.
В последнее время активно стал развиваться «Озон» (Ozon), используя свой бренд и долгую историю. В апреле компания получила от акционеров конвертируемый заем в размере 10 миллиардов рублей (155 миллионов долларов) на развитие логистики и складской инфраструктуры.
Еще одной платформой, стремительно захватывающей долю на рынке, стала «Вайлдберриз» (Wildberries). В последние годы она уже вышла на первые строчки в рейтинге российских онлайн-ритейлеров. В настоящее время данная платформа для розничной торговли одеждой активно выходит на рынки бытовой техники и некоторые другие, создавая при этом логистическую платформу, позволяющую продавать все виды товаров.
По данным «Дата Инсайт», в 2018 году «Вайлдберриз» вошла в список 50 лучших российских компаний электронной коммерции. За 2018 год ее доход от реализации приблизился к 1,8 миллиарда долларов, что на 74% больше, чем в предыдущем году. По информации компании «СимиларВэб» (SimilarWeb), «Вайлдберриз» стала не просто одной из лучших компаний российского онлайн-бизнеса, по размерам дохода она занимает ведущие места в мире, обгоняя такие западные бренды, как «Эйч-энд-Эм» (H&M), «Зара» (Zara), «Некст» (Next) и «Юникло» (Uniqlo).