С 1901 года Нобелевский фонд присуждает ученым ежегодные премии по химии, физике и медицине/физиологии, при этом общее число награжденных не должно превышать трех. Нобелевскую премию получили 604 разных ученых, причем, некоторые из них — дважды, например, Мария Склодовская-Кюри (Marie Skłodowska Curie), Джон Бардин (John Bardeen) и Фредерик Сенгер (Fred Sanger). Мы изучили некоторые данные об этих 604 лауреатах и об их работах, отмеченных премией, пытаясь выяснить, сколько времени проходит между публикацией их работы и получением премии? Каков индекс цитирования этих статей? И где жили и работали лауреаты?
На основе этих данных мы даже создали портрет среднего лауреата Нобелевской премии по химии.
Информация о лауреатах (страна и принадлежность к организациям и учреждениям)
Неудивительно, что США лидируют по количеству лауреатов по химии (если учитывать, где они работали, на момент присуждения премии) — их число составляет 76. Германия (в ее различных ипостасях) занимает второе место — 31 лауреат, а Великобритания стоит на третьем месте —28 лауреатов.
По принадлежности к организациям и учреждениям (См. иллюстрацию)
В том, что касается организаций и учреждений, картина немного сложнее. Если считать всю структуру Калифорнийского университета одним учреждением, то он занимает первое место — 13 лауреатов. Сеть научных организаций Общества Макса Планка в Германии может заявить об 11 лауреатах. Если считать, что британская Лаборатория молекулярной биологии (ЛМБ) Совета медицинских исследований находится в составе Кембриджского университета, то Университет также может претендовать на 11 лауреатов по химии. Если нет, то у ЛМБ, как и у Стэнфордского университета, семь нобелевских лауреатов. Так что все зависит от того, как определять учреждение!
Данные о миграции лауреатов: где лауреаты Нобелевской премии по химии родились и куда они уезжают?
Слева указана страны, в которых родились нобелевские лауреаты по химии, а справа — страны, в которых они работали на момент присуждения премии. В тех случаях, когда страны и их названия со временем изменились, мы приводим их современные названия. Понятно, что страны, в которых самое большое число лауреатов, также являются странами, в которые переехало большинство лауреатов. Особенно интересно то, что ни один лауреат, родившийся в США, из страны не уезжал: все 59 нобелевских лауреатов по химии, родившихся в США, на момент присуждения премии работали в своей стране.
На этой карте мира (см. иллюстрацию) показано, как изменилась наука с тех пор, как 1901 году Нобелевской фонд начал присуждать премии. На ней указаны места рождения нобелевских лауреатов по химии (красным цветом) и учреждения/организации, где они провели свою научную основополагающую работу (желтым цветом). До Второй мировой войны почти все нобелевские лауреаты по химии родились в Европе и там же, в Европе, выполнили работы, за которые им присудили Нобелевскую премию. Из 47 Нобелевских премий по химии, присужденных до 1945 года, все, кроме трех, были присуждены за работу, выполненную в Европе. Заметными исключениями были три химика из США: Теодор Уильям Ричардс (Theodore William Richards) из Гарвардского университета (1914 год), Гарольд Юри (Harold Urey) из Колумбийского университета (1934 год) и Ирвинг Ленгмюр (Irving Langmuir), работавший в компании «Дженерал Электрик» (General Electric) в Скенектади (1932 год).
После Второй мировой войны инициативу в области науки взяли на себя США. Это хорошо видно на карте лауреатов по химии после 1945 года: многие из лауреатов, получивших премии после 1945 года, родились в Европе, но уехали в США, где финансирование и условия были более благоприятными для научной деятельности и лучших научных достижений в мире. После 1945 года Нобелевских премий по химии были удостоены 82 ученых, работавших в США, и 54 ученых, работавших в Европе.
Интересная закономерность также прослеживается, если обратить посмотреть на американских нобелевских лауреатов по химии. Многие из них часть переехали с востока страны на запад. Будущие лауреаты, родившиеся на востоке страны, в конечном итоге провели свою работу, удостоенную Нобелевской премии, на Западе, в Калифорнии, в таких учреждениях как Калифорнийский технологический институт, Стэнфордский университет и Университет Калифорнии. В отличие от них, лауреаты по химии, которые уехали из Европы в США, поселились на восточном побережье — наверное, чтобы было проще ездить домой к родственникам.
На карте Великобритании можно проследить ее собственную историю. В стране, которую по числу нобелевских лауреатов, опережают только США и Германия, есть 27 ученых, получивших Нобелевскую премию по химии, которые провели свою грандиозную научную работу в Великобритании. На карте видно, что в отношении того, где жили и работали лауреаты по химии, доминирует «золотой треугольник» — Лондон, Кембридж и Оксфорд. Такой маленький город Кембридж представлен 11 лауреатами.
Обратите внимание на время «ожидания».
Каков возраст нобелевских лауреатов и сколько им пришлось ждать присуждения премии?
В данных о премиях за конкретный год указан возраст каждого лауреата, а размер точки данных соответствует промежутку времени между публикацией работы и получением премии. Вертикальными линиями объединены лауреаты, получившие премии совместно. Данные взяты из источников: J Li et al, Sci. Data, 2019, 6, 33 (DOI: 10.1038/ s41597-019-0033-6).
Увеличивается и время ожидания присуждения Нобелевской премии. Теоретически, количество лет между выполнением работы и присуждением премии должно быть равно 0: в соответствии с условиями, изложенными в завещании Альфреда Нобеля, премии должны присуждаться тем, кто «в предыдущем году принес наибольшую пользу человечеству». Но на практике этого почти никогда не происходит. Даже самая первая Нобелевская премия по химии, присужденная Якобусу Вант-Хоффу (Jacobus van 't Hoff) за его работу по химической кинетике, «задержалась» примерно на 15 лет. Более того, в премии по химии почти с соблюдением условий были присуждены лишь Гансу Фишеру (Hans Fischer) — в 1930 году за синтез гемина, и супругам Ирен и Фредерику Жолио-Кюри (Irène & Frédéric Joliot-Curie) — в 1935 году за открытие искусственной радиоактивности. Фредерик был также самым молодым лауреатом Нобелевской премии по химии — он получил ее в возрасте 35 лет.
На «другом конце шкалы» — Осаму Симомура (Osamu Shimomura), который ждал присуждения Нобелевской премии по химии (за открытие и развитие использования зеленого флуоресцентного белка) 46 лет — он получил ее в 2008 году в возрасте 80 лет. Но вирусолог Фрэнсис Пейтон Роус (Francis Peyton Rous) ждал еще дольше и получил свою премию в 1966 году, через 50 с лишним лет после открытия онкогенных вирусов. Самым старым лауреатом Нобелевской премии по химии является Джон Фенн (John Fenn), который получил премию за разработку масс-спектрометрического метода исследования биологических макромолекул в 2002 году. Но рекорд по продолжительности «ожидания» Нобелевской премии побит в области физики — Артур Ашкин (Arthur Ashkin) получил премию за изобретение оптического пинцета в прошлом году в возрасте 96 лет.
А где все женщины?
В остальном за все эти годы кое-что почти не изменилось. В частности, мужчины получают Нобелевские премии гораздо чаще, чем женщины. Шведская королевская академия наук (которая осуществляет надзор за присуждение и номинацией на премии) признала необходимость устранения этого дисбаланса и в этом году внесла изменения в процедуру выдвижения кандидатов, которые должны будут способствовать большему разнообразию при выборе кандидатов. Судя по предварительным данным академии, в этом году было выдвинуто больше кандидатов-женщин.
Пять наиболее цитируемых работ, удостоенных Нобелевских премий по химии
Три из пяти лучших работ были удостоены Нобелевской премии в 1998 году, которая была разделена поровну между Уолтером Коном (Walter Kohn) — «за развитие теории функционала плотности» и Джоном Поплом (John Pople) — «за разработку вычислительных методов в квантовой химии». Работа Фреда Сенгера, опубликованная в 1977 году в Сборнике научных трудов Национальной академии наук США (PNAS) является самой цитируемой работой, удостоенной Нобелевской премии за все время во всех трех научных дисциплинах. Эта работа по индексу цитирования (50 000) превосходит следующие наиболее часто цитируемые работы — работу, опубликованную в 1965 году в научном журнале «Физикл Ревю» (Phys. Rev.) Уолтером Коном, и работу Андрея Гейма и Константина Новоселова, опубликованную в 2004 году в журнале «Сайенс» (Science), удостоенную Нобелевской премии по физике в 2010 году. Индекс цитирования обеих работ — 37 000.
Частота цитирования работ лауреатов Нобелевской премии по химии, физике и медицине (см. иллюстрацию)
Каждая точка представляет собой статью, получившую Нобелевскую премию, на оси y указана частота ее цитирования. Распределение между дисциплинами и медианное число цитирований работ, удостоенных Нобелевской премии, не удивление схожи: по химии медиана составляет 529, по медицине — 475, по физике — 495. В график не включены работы с показателем цитируемости более 5500, по каждой дисциплине — около 10.
Как цитируются наиболее цитируемые статьи?
Сенгер получил Нобелевскую премию (во второй раз) очень быстро после публикации своей статьи в 1977 году (см. PNAS 1977). В течение следующих 20 лет эта работа цитировалась очень часто, поскольку его метод широко использовался, и поэтому его работа быстро стала наиболее цитируемой статьей, удостоенной Нобелевской премии по химии. Но почему цитируемость после ее пика в 1996 году сокращается? Связано ли это с изменениями научных методов или просто с особенностями цитирования?
Эрвин Неэр (Erwin Neher) и Берт Закман (Bert Sakmann) за статью о методах локальной фиксации потенциала, опубликованную в Европейском журнале по физиологии (Pflügers Archiv) в 1981 году, 10 лет спустя получили Нобелевскую премию по медицине за «их открытия, касающиеся функции одиночных ионных каналов в клетках». Это чаще всего цитируемая статья, удостоенная Нобелевской премии в области медицины, и по индексу цитирования она лишь немного уступает статье Сенгера, и ее цитируемость снижается после пика в 1996 году.
Однако наиболее цитируемая статья, получившая Нобелевскую премию по физике, появилась совсем недавно. Работа Андрея Гейма и Константина Новоселова, опубликованная в 2004 году в журнале «Сайенс» (Science), была удостоена Нобелевской премии по физике в 2010 году. Достиг ли показатель цитируемости их статьи пика в 2017 году? Учитывая, что данные, имеющиеся на 2019 год, по-прежнему неполные, лишь примерно через год можно будет выяснить, снизится ли ее цитируемость, как это было со статьями Сенгера и Неэра-Закмана.
Интересное сравнение можно провести с третьей наиболее цитируемой работой в области физики, посвященной высокотемпературной сверхпроводимости, опубликованной в 1986 году в научном журнале по физике (Z. Phys.). Ее авторы, Георг Беднорц (Georg Bednorz) и Алекс Мюллер (Alex Müller), получили Нобелевскую премию уже в следующем году. Индекс цитирования статьи отражает стремительно растущий интерес к этой области после неуклонного снижения популярности, он вышел на постоянный уровень около 200 цитирований в год.
Среднестатистический лауреат Нобелевской премии
Можно ли на основе всех этих данных составить портрет «среднестатистического» лауреата Нобелевской премии по химии? Да, но насколько это необходимо? Судите сами…
Среднестатистический лауреат Нобелевской премии по химии — это американец, мужчина, которого, вероятно, зовут Ричард, Джон или Пол. Ему 57-58 лет, и он работает в институте или университете в Калифорнии (Калифорнийском университете, Стэнфордском университете или Калифорнийском технологической институте). Его научная работа, за которую он получил премию, была опубликована 16 или 17 лет назад, в журнале «Нейче» (Nature) или Журнале Американского общества химиков (JACS), и ее индекс цитирования на сегодняшний день составляет 529.
Знаете кого-нибудь, кто подходит под это описание?