В России ветшают некоторые захоронения чехословацких легионеров. А в Самаре их останки вообще оказались на свалке. Чешские власти и историки уже давно жалуются на отношение российского правительства и местных администраций к выполнению соглашений об уходе за воинскими захоронениями. По следам памятников легионерам отправился редактор программы «Репортеры ЧТ» Томаш Влах, который давно занимается этой проблематикой.
В Самаре в европейской части России летом 1918 года легионеры вели против своих противников, большевиков, самые ожесточенные бои. Сегодня на этом месте свалка. Еще несколько лет назад сюда перевезли на грузовиках остатки старого кладбища, где последний приют, в том числе, нашли чехословацкие легионеры.
На месте того кладбища недалеко от самарского вокзала построили торговый центр. Рядом с вокзалом уже седьмой год стоит пустой постамент. Все это время Чехия добивалась того, чтобы местные власти позволили разместить на нем памятник, который уже готов и лежит на складе.
«Никто российскую сторону не заставляет тратить на наши памятники миллионы. Наше Министерство обороны выделило на них деньги. Нужно просто сделать шаг навстречу и позволить нашему министерству установить этот памятник. Но, к сожалению, этого так и не происходит. Напротив, выискиваются спорные моменты и варианты, чтобы не идти нам навстречу и ничего не делать», — комментирует спор историк Дагмар Мартинкова.
Штаб Чешского телевидения попытался получить комментарий в самарской администрации и руководстве области. Но, несмотря на все требования, на вопросы так никто и не ответил. «Левые занимают в Самаре очень прочные позиции. А поскольку наши легионеры добились очень многого, по крайней мере в начале борьбы с большевиками, то для них это по сей день является своего рода травмой», — разъясняет специфику города исследователь Радим Храст.
Подобная ситуация сложилась и в близлежащем Новокуйбышевске. Там тоже есть пустой постамент недалеко от железнодорожной станции Липяги, и по-прежнему не выдано разрешение на установку памятника.
Владивосток
Чуть лучше обстоят дела на Дальнем Востоке России в порту Владивосток, откуда после всех перипетий легионеры уплывали на родину. Местное кладбище реконструировали в 2005 году. Но между Чехией и Россией тогда возникли разногласия, связанные с тем, что работы, за которые заплатила чешская сторона, местные строители выполнили как минимум небрежно.
«Реконструированное кладбище во Владивостоке торжественно открыли уже в 2006 году. Но впоследствии на нескольких заседаниях комиссии по уходу за воинскими захоронениями чешская сторона выразила свое недовольство. В ответ на жалобы российская сторона пообещала взять на себя часть расходов во время следующей реконструкции», — говорит пресс-секретарь Министерства обороны Яна Зехмейстерова.
«Раньше тут везде рос бурьян и царило запустение. Но ваши власти, ваши люди — молодцы. Они восстановили справедливость. История есть история, и ее не нужно переписывать», — считает житель Владивостока и потомок легионера Борис Тризна, который сопровождал корреспондента Влаха на кладбище. По словам Тризны, могилы французов, американцев и британцев, которые сто лет назад тоже оказались во Владивостоке во время русской Гражданской войны, выглядят куда хуже.
Кладбище во Владивостоке реконструировалось не впервые. В марте 1970 года там побывал президент Чехословакии и бывший легионер Людвик Свобода. По пути в Японию он задержался там на целый день. «По легенде, там покоится его друг», — разъясняет историк Петр Александров.
Но в официальных документах никаких подробностей на этот счет нет, и Влаху не удалось обнаружить также никаких фотографий или записей об этом непосредственно на кладбище. В период нормализации предпочитали не вспоминать тех, кто боролся с большевиками.
Конев
В последнее время обостряются споры вокруг памятников. Год назад российская сторона внезапно отменила заседание совместной комиссии, которая занимается проблемой ухода за ними. Так Россия отреагировала на историю с пражским памятником Ивану Коневу. Тогда администрация района Прага 6 разместила на памятнике маршалу табличку, где разъяснялась его роль в венгерском восстании и вторжении в Чехословакию в 1968 году.
Это решение городских властей вызвало протесты и бурю эмоций. Наконец, в сентябре было принято решение устранить памятник Коневу и заменить его новым в честь освобождения столицы во время Второй мировой войны.