Скажем, вы приехали а гости к другу, который живет в городе. Нашли парковку на улице в нескольких кварталах, немного выпили и теперь улеглись спать. Вдруг ваши глаза распахиваются. Заперли ли вы свою машину? Вы всегда запираете машину, когда закрываете дверцу, так что, скорее всего, вы ее заперли. Но вы не сможете уснуть, пока не разбудите своего друга, не попросите у него ключи, чтобы потом вернуться в квартиру, превозмогая усталость, не протащитесь пару кварталов и не нажмете кнопку на вашем брелке, пока не услышите этот обнадеживающий звуковой сигнал. Возможно, вы даже подойдете к машине и несколько раз для верности подергаете ручку. Наконец, вы можете снова улечься спать, но вас все равно будут мучать кошмары о том, что кто-то взломал машину и угнал ее.
Хотя другой, возможно, преспокойно уснул бы, зная, что никогда не оставлял свой автомобиль незапертым, вы в этой гипотетической ситуации проявили себя как человек с очень высоким уровнем невротизма. Невротизм — одна из черт личности [в соответствии с теорией] Большой пятерки, и он характеризуется чрезвычайной чувствительностью к негативным стимулам (в данном случае —стимулам, связанным с воображаемым взломом вашей машины).
По сравнению с другими четырьмя личностными качествами — открытостью, добросовестностью, общительностью и доброжелательностью — это, пожалуй, самое незавидное. Люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревожности и беспокойству, гневу и страху, депрессии, ревности, одиночеству и практически любому другому неприятному душевному состоянию. Естественно, что на фоне всего этого стресса у них, как правило, ухудшается психическое и физическое здоровье.
Возникает вопрос: почему человеческая личность в принципе предусматривает невротизм? Это ошибка, результат какой-то генетической случайности, из-за которой ваша сеть перегружена беспокойством? Некоторые исследователи считают, что это не так: невротизм, возможно, сыграл важную роль в далеком прошлом нашего вида.
Выживать и процветать благодаря постоянной тревожности
Для популяции в целом характерно нормальное распределение невротизма, то есть у большинства людей примерно одинаковая, типичная степень невротизма, при этом индивидуумы, имеющие высокий или низкий уровень невротизма, встречаются все реже и реже по мере того, как степень выраженности этой черты становится все выше. Учитывая тот факт, что значительная часть невротизма передается по наследству, вероятно, существуют некоторые эволюционные выгоды от того, чтобы быть слегка нервным.
Тот же механизм работает и при социальном взаимодействии. Люди — общественные животные, а одним из отличительных признаков невротизма является стыдливость и застенчивость — черты, которые на первый взгляд не кажутся полезными для жизни в социуме. Сегодня так оно и есть, но в нашем прошлом человек с высокой степенью невротизма вряд ли вызвал бы сколько-нибудь масштабное волнение в своей группе, зато с большой осторожностью отнесся бы к участию в негативном социальном взаимодействии. Таким образом, угроза быть изгнанными из группы, вероятно, была не такой уж большой, а при поддержке сородичей такие люди жили дольше, получая больше возможностей для размножения.
По общему признанию, люди с высокой степенью невротизма имеют меньше шансов установить близкие отношения с другими. Кроме того, эта личностная черта также ассоциируется с более слабым психическим и физическим здоровьем, характеристиками, которые предполагают, что при отборе должен был бы выиграть более низкий невротизм.
Недостатки невротизма хорошо известны, но на самом деле у него есть некоторые преимущества, помимо того, что он помогает избегать опасности. Люди с высокой степенью невротизма обычно более конкурентоспособны и лучше учатся, чем их менее подверженные беспокойству сверстники. Причина предположительно заключается в том, что эти люди стремятся избегать отрицательных условий (таких как бедность) и стремятся достичь более высокого статуса. Кроме того, личность — сложная вещь, и многие из самых негативных аспектов высокого уровня невротизма могут смягчаться благодаря другим факторам. Некоторые исследователи предполагают, что такие черты, как высокий интеллект, самоконтроль, добросовестность и другие, могут уменьшить негативные проявления невротизма, одновременно усиливая его преимущества.
Золотая середина невротизма
Так что все дело, наверное, в том, что окружающая среда благоприятствовала отбору сбалансированного уровня невротизма. Те, кто был чрезмерно невротичен, подвергались большему риску развития депрессии, тревожных расстройств и всех прочих плохих психических и физических последствий для здоровья, связанных с невротизмом, снижая таким образом вероятность того, что они будут процветать и оставят потомство. Те, у кого был низкий уровень невротизма, без необходимости подвергали себя опасности и голодали, получали травмы или оказывались съеденными до того, как успевали оставить потомство. Те, у кого невротизм был умеренно выражен, избегали опасностей, усердно трудились, чтобы не попасть в неблагоприятные условия, поддерживали свое психическое и физическое благополучие и имели максимальные шансы на распространение своего генома.
Конечно, сегодня мы не испытываем на себе такое же давление отбора, и любой человек с высокой степенью невротизма, вероятно, будет проклинать своих пугливых предков за то, что они все время так чертовски нервничали. К счастью, исследования показали, что невротизм можно до некоторой степени снизить с помощью терапии, и было показано, что медитация, направленная на повышение осознанности, наиболее действенна для снижения уровня тревожности и депрессии у людей с высоким уровнем невротизма.
Кроме того, даже сегодня, вне дикой среды, в которой появились люди, у легкого невротизма есть преимущества. Люди с высокой креативностью, как правило, более невротичны, а люди с высоким уровнем не только невротизма, но и добросовестности, склонны направлять свою тревогу на здоровое поведение, например на поход в спортзал или на более усердную работу. Итак, в следующий раз, когда вы проснетесь посреди ночи и начнете тревожиться по пустякам, просто помните, что именно благодаря этому беспокойству вашего предка не съел ягуар.