Гражданство — это связь между гражданином и государством, будь то по праву рождения или натурализации. Однако в последние годы в нескольких государствах — членах ЕС созданы схемы получения гражданства и проживания инвесторов для привлечения инвестиций. Согласно мнению, принятому Европейским экономическим и социальным комитетом (ЕЭСК) на октябрьском пленарном заседании, такая практика создает серьезные риски и должна быть запрещена во всех государствах — членах ЕС.
В последние десятилетия финансовый кризис вызвал необходимость увеличения доходов во многих государствах — членах ЕС, которые разработали схемы, позволяющие гражданам третьих стран получить быстрый доступ к гражданству или месту жительства в обмен на значительные инвестиции: так называемые «золотые паспорта» или «золотые визы». ЕЭСК поставил под сомнение эту практику и призвал государства отказаться от подобных схем.
Мнение ЕЭСК одобряет недавний отчет Европейского парламента, который также призывает к прекращению всех существующих схем как можно скорее. В отчете, выпущенном Европейской комиссией, также указывается, что эти схемы создают риски с точки зрения безопасности, отмывания денег, уклонения от уплаты налогов и обхода правил ЕС.
В настоящее время в ЕС существует от 17 до 20 схем гражданства и проживания инвесторов. Согласно совместному отчету, опубликованному Transparency International и Global Witness в 2018 году, эти схемы дали ЕС более шести тысяч новых граждан и 100 тысяч новых жителей с 2008 года, а государства-члены привлекли около 25 миллиардов евро прямых иностранных инвестиций.
Жан-Марк Ройран, докладчик ЕЭСК, подчеркивает, что эти схемы часто не соответствуют основным правам, лежащим в основе европейского сотрудничества, и настаивает на необходимости поэтапного отказа от этих схем по всему ЕС.
В заключение говорится, что не следует проводить различий в способах устранения рисков, связанных с инвестированием граждан и проживанием за счет инвестиций. Эти риски включают в себя:
— отмывание денег и коррупция: схемы «золотая виза» и «золотой паспорт» обеспечивают быстрый доступ к гражданству или месту жительства, иногда в течение нескольких месяцев; однако, профиль и происхождение заявителей часто затрудняют проведение надлежащих проверок безопасности, и не все государства-члены одинаково избирательны. Более того, посреднические органы, через которые направляются средства, выплачиваемые заявителями, не подпадают под действие законодательства ЕС об отмывании денег;
— управление: отсутствие прозрачности во многих из этих схем подвергает государства и государственных должностных лиц риску коррупции из-за таких слабостей, как широкие дискреционные полномочия в принятии решений, отсутствие независимого надзора и риск конфликта интересов, затрагивающий частных агентов и посредников, участвующих как в процессе подачи заявления, так и в процессе надлежащей проверки;
— прозрачность: ЕЭСК хотел бы видеть больше официальных данных (размер инвестиций, количество заявителей, бенефициаров, национальности, объем и влияние инвестиций и т. д.);
— измерение ЕС: ЕЭСК признает, что отсутствие гармонизированных стандартов может привести к уменьшению прозрачности. Мало того, что гражданство ЕС используется в качестве продукта продажи для привлечения инвесторов, но решение государства-члена о выдаче визы или паспорта может повлиять на другие государства-члены и ЕС в целом, поскольку такое решение предоставляет доступ ко всему Шенгенскому пространству и внутреннему рынку;
— уклонение от уплаты налогов: схемы «гражданство за инвестиции» и «место жительства за счет инвестиций» могут быть использованы не по назначению в целях уклонения от уплаты налогов, поскольку они позволяют инвесторам оставаться налоговыми резидентами в их юрисдикции, в то же время получая льготы от предлагаемых налоговых преимуществ этих схем;
— другие риски: как также указал Европейский парламент, существуют и другие потенциальные риски, такие как волатильность инвестиционных потоков, социально-экономические риски, возникающие в результате инфляции цен на рынке недвижимости, или политические риски, такие как ухудшение доверия к институтам ЕС или репутация гражданства ЕС. Это также подчеркивает риски усиления дискриминации между категориями мигрантов.
Для устранения этих потенциальных рисков ЕЭСК одобряет работу группы экспертов, созданную Европейской комиссией. Согласно ЕЭСК, до тех пор, пока схемы «золотой визы» и «золотого паспорта» не будут выведены из употребления, эта группа должна сосредоточиться на установлении минимальных стандартов для должной осмотрительности и проверок безопасности, а также на эксплуатационную целостность схем.
ЕЭСК также рекомендует Комиссии создать координационный механизм, который позволит государствам-членам обмениваться информацией об успешных и отклоненных заявках на получение гражданства и вида на жительство во избежание «покупки паспорта» или «покупки визы» между юрисдикциями рискованных лиц.
Также рекомендовано, чтобы все агенты и посредники, предоставляющие услуги заявителям, подпадали под действие правил ЕС по борьбе с отмыванием денег — необходимо разъяснить роль частного сектора с введением обязательного кодекса поведения, надзора за регулируемыми специалистами и создание общедоступного реестра поставщиков услуг в этой области.
Наконец, ЕЭСК рекомендует, чтобы при работе над поэтапным отказом от существующих схем присоединяющимся странам не разрешалось запускать свои собственные схемы при их присоединении, чтобы новые схемы не добавлялись к уже существующим.
Адвокат Эли Гервиц, эксперт в области получения вторых гражданств, считает, что призыв полностью отказаться от «золотых виз» и «золотых гражданств» — де-факто от продажи статуса, будь то за покупку дорогой недвижимости (часто заметно дороже ее объективной рыночной стоимости, или «вшитыми» в цену огромными комиссиями) или за инвестиции (часто больше похожие на пожертвования или просто являющиеся таковыми) является, безусловно, конечной точкой маршрута.
«Но наблюдательные пассажиры и те, кто предпочли остаться на перроне или выбрали другие поезда, давно заметили, что поезд уже выехал в этом направлении, и набирает скорость. Публикация Кипром и Мальтой списков граждан, получивших этот статус за инвестиции, сама по себе вроде не должна пугать — чего бояться законопослушным гражданам стран исхода. Пойди объясни европейцам разницу между тем, что ты отчитался о втором гражданстве по закону страны проживания, и тем, что факт наличия у тебя и гражданства и сумм денег, необходимых для его покупки, публикуется на всех российских ресурсах», — комментирует адвокат Гервиц.
Он также считает, что проверка Мальтой уже выданных гражданств, а Англией — уже выданных видов на жительство, «тоже вроде не должна беспокоить тех, кто приобрели их законно, на законные деньги, и ни от кого не прячется: лучше пусть будут проверки, спокойнее будет „новым мальтийцам". Но можно предположить, что заниматься этими проверками будут братья-близнецы сотрудников комплаенс-департаментов банков, целевая функция которых заключается не в том, чтобы хеджировать разумные риски, а в том, чтобы сводить их к нулю. То есть к примату отрицательного ответа над положительным. Кто пытался в последнее время переводить крупные суммы денег из одной страны в другую, тот меня поймет».
Так что задолго до того, как программы «статус в обмен на деньги» будут похоронены официально (если это вообще произойдет), они рискуют быть сведены на «нет» банальным человеческим фактором, чиновниками-перестраховщиками.
И мир снова вспомнит о том, что основным способом приобретения нового гражданства, не по рождению, является натурализация и репатриация. А анекдот о том, что еврей не роскошь, а средство передвижения, снова вспомнят и начнут рассказывать его и про немцев, греков, румын и много кого еще, считает адвокат.