Во время встречи президента Сербии Александра Вучича и президента России Владимира Путина все недомолвки и сомнения в продолжении стратегического партнерства между Сербией и Россией были развеяны. Так считает бывший дипломат Зоран Миливоевич, который также полагает, что в Сочи Сербия подтвердила: она не откажется от политически независимой и нейтральной в военном плане позиции.
По мнению Миливоевича, визит Вучича в Сочи оказался успешным и состоялся в важный для Сербии момент.
«Этот визит подтвердил стратегические отношения двух стран и развеял все сомнения, вызванные шпионским скандалом и разными спекуляциями в СМИ, которые предполагали, что Сербия может изменить свою политику или отказаться от попыток решить проблему Косово и Метохии с учетом сербских национальных интересов в полном смысле», — заявил Миливоевич в интервью агентству «Танюг».
Он отметил, что в политическом отношении один из наиболее важных посылов встречи в Сочи в том, что Россия подтвердила свою поддержку Сербии в вопросе Косово и Метохии. По мнению Миливоевича, важно, что Путин повторил: российская позиция остается неизменной и Россия по-прежнему уважает территориальную целостность Сербии, а также выступает за решение косовского вопроса в соответствии с международным правом и Резолюцией 1244.
Российский президент повторил и то, что Россия на всех уровнях и при любом удобном случае отстаивает сербские интересы в том, что касается Косово и Метохии. Но если Сербия согласится на компромиссное решение, которое будет соответствовать ее национальным и государственным интересам, Россия ее поддержит.
«Однозначная поддержка России в этом отношении чрезвычайно важна для Сербии, поскольку в ближайшем будущем вопрос Косово и Метохии станет одним из важнейших на международной арене», — заявил Миливоевич.
Он отметил, что встреча двух лидеров состоялась в момент, когда вопрос о Западных Балканах вновь оказался на международной повестке и когда за этот регион «борются мощные силы».
Эксперт добавил, что вчерашняя встреча в Сочи совпала с саммитом НАТО в Лондоне, где, в частности, обсуждали Западные Балканы, а также «вредное российское влияние», которому, как уверен Миливоевич, НАТО уделит особое внимание в ближайшее время и попытается любой ценой устранить российское влияние в этом регионе.
Миливоевич также прокомментировал заявление президента Вучича о том, что представители «разных стран» спрашивают его, зачем он встречается с Путиным, и отметил, что это один из трех мировых лидеров, которые задают темп и повестку в международных отношениях, и встречаться с таким человеком — привилегия немногих иностранных государственных деятелей. «Нет такого президента и такой страны, которые отказались бы от предложения встретиться с российским президентом. Сегодня без Путина и без России невозможно решать глобальные вопросы, поэтому встреча с ним — привилегия», — сказал Миливоевич.
Он добавил, что в Сочи стороны договорились о расширении сотрудничества в экономической сфере на всех уровнях при значительном участии России в проектах в таких сферах, как энергетика, инфраструктура и оборона.
По мнению Миливоевича, важно, что на встрече Вучич и Путин договорились о продолжении оборонного сотрудничества не только в форме совместных учений и поставок техники, но и в рамках совместного производства.
Эксперт отметил, что Россия однозначно подтвердила Сербии: газ ей будет поставляться бесперебойно. «Учитывая, что в конце месяца прекращается действие договора о транзите газа через Украину и ожидается усложнение энергетической ситуации, подобные гарантии для нашей страны чрезвычайно важны», — сказал Миливоевич.
Он добавил, что стороны также подтвердили сотрудничество в области инфраструктуры, прежде всего при реконструкции железнодорожных путей, а это, как полагает Миливоевич, сейчас жизненно важно для Сербии.
Закупки российской военной техники — часть концепции нейтралитета Сербии
Закупки российской военной техники — это часть концепции военного нейтралитета Сербии, как полагает дипломат и эксперт в области международных отношений и внешней политики Сречко Джукич. Он добавил, что военно-техническое сотрудничество между Сербией и Россией наиболее динамично развивается благодаря закупкам этой техники.
«Если наша страна проводит политику военного нейтралитета, то средства обороны или сдерживания необходимы ей для реализации этой концепции», — сказал Джукич в интервью агентству «Танюг».
Он отметил, что Сербия особенно заинтересована в закупке средств ПВО, точнее покупке «Панцирь-С1», который, как напомнил эксперт, недавно привозили в Сербию на показательные учения вместе с российской зенитной-ракетной системой С-400.
«Сегодня об этом не говорили, но думаю, что так и есть», — сказал Джукич.
Он напомнил, что из России в нашу страну уже доставили часть техники, заказанной Сербии, в том числе самолеты, танки, БМП. Также Джукич сказал, что военно-техническое сотрудничество двух стран сводится к закупкам новых или почти новых российских вооружений. Также Россия передает нашей стране некоторые виды техники в дар. Помимо этого, проводятся совместные военные учения. Однако Сербия не участвует в производстве комплектующих для российских вооружений.
«Такие попытки предпринимались в прошлом, но потом от таких проектов отказались, так как сербская промышленность не настолько развита, чтобы идти в ногу с российской. Эта отсталая отрасль, которая могла бы включиться в производство военных средств, очень слаба, и у нас больше нет таких предприятий, как „14 октября", МИН Ниш, „Первая пятилетка"», — заявил Джукич.
Российского газа для потребностей Сербии хватит
Россия еще раз заявила, что Сербия получит достаточно российского газа, чтобы удовлетворить свое потребление. Он поступит или через Украину, или по другой трассе. А вот продление «Турецкого потока», который через Болгарию должен доставлять российский газ в Сербию, — это еще открытый вопрос из-за европейских регулятивных мер, как заявил бывший посол и эксперт в области энергетики Сречко Джукич.
Комментируя сказанное Вучичем и Путиным о российском газе, Джукич отметил, что Россия и прежде заверяла: она сумеет обеспечить Сербии необходимые объемы газа и без труда предоставит нашей стране дополнительные сто, двести или пятьсот миллионов кубометров газа.
«В этом вопросе еще раз поставили точку. Больше он не стоит. Газ поступит или через Украину, или с другого направления», — сказал Джукич.
«Путин сказал, что ведутся переговоры. Так что позитивных сигналов предостаточно. Недавно была достигнута договоренность о транзите российской нефти через Украину по нефтепроводу «Дружба» до 2030 года на тех же условиях, на которых российская нефть до сих пор доставлялась в Европу через украинскую территорию. Это хороший сигнал, но нефть не газ, и в сфере энергетической безопасности остро стоит именно вопрос о газе.
Джукич ожидает, что соглашение о продолжении транзита российского газа через Украину будет достигнуто хотя бы временно, пока стороны не придут к постоянному решению.
Он сказал, что ежегодно Сербия потребляет около двух с половиной миллиардов кубометров газа, а, например, Болгария три с половиной или четыре миллиарда, Венгрия — восемь или девять миллиардов, а Румыния — 15 миллиардов…
Говоря о «Турецком потоке», Джукич отметил, что Путин подтвердил: этот газопровод может быть построен только с соблюдением всех европейских регуляционных норм.
Это же вынес из недавнего визита в США премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Ему дали понять, что Америка не против строительства «Турецкого потока», если будут соблюдены все нормы европейских регуляторов.
«Почему Болгария тянет и терпит давление? Потому что невозможно полностью удовлетворить требования европейских регуляторов, которые запрещают владеть газопроводом тому, чей газ по нему поступает. Кроме того, по газопроводу не может доставляться исключительно российский газ. То есть если Болгария построит газопровод по нормам, то сможет на 50% или максимум на 75% заполнять его российским газом. Остальной газ должен предоставлять другой поставщик».
Эксперт добавил, что болгары столкнулись с проблемой, связанной с заполнением этого газопровода, так как на рынке нет свободного газа, который мог бы поступать по «Турецкому потоку» наряду с российским.
«Эта проблема остается нерешенной. Рассматриваются возможные варианты, в том числе газ из Азербайджана или какой-нибудь другой среднеазиатской страны. Однако так или иначе вопрос „Турецкого потока" остается открытым», — заключил Джукич.
Весович: «Для энергетической стабильности важен гарантированный доступ к газу»
Для энергетической стабильности Сербии важен гарантированный доступ к газу в любой момент. Российский газ является двигателем сербской экономики«, — заявил Михайло Весович из Торгово-экономической палаты Сербии.
Он заявил в комментарии агентству «Танюг», что для Сербии экономическое сотрудничество с Россией и Евразийским экономическим союзом вообще имеет большое стратегическое значение, поскольку, что касается ресурсов, мы исключительно зависимы от нефти и газа, импортируемых из России.
По словам Весовича, для Сербии чрезвычайно важны стабильные поставки газа, и появление альтернативных путей доставки газа обезопасит всех производителей в Сербии, чьей производство основано на потреблении такого энергоносителя, как газ.
«В последнее время в строительство „Турецкого потока" через Сербию делались крупные вложения, которые способствовали развитию сербской экономики и сербской строительной отрасли, а также всех компаний, вовлеченных в этот проект. По моим оценкам, в 2019 году „Турецкий поток" помог сербскому ВВП вырасти на один процент», — заявил Весович.
Он также отметил, насколько важен для сербской энергетической стабильности гарантированный доступ к газу в любой момент. По словам Весовича, запасы в хранилище газа в Банатски-двор гарантируют Сербии обеспечение газом на три месяца в случае перебоев в поставках.
Весович заявил, что 70 — 80% от всего российского импорта в Сербию, который оценивается в два миллиарда долларов, — это энергоносители. «Наш экспорт достигает примерно миллиарда долларов в год. В последние несколько лет отмечается небольшой рост, хотя в 2014 — 2015 годах мы пережили неблагоприятный период из-за нестабильности российского рынка и рубля», — рассказал эксперт.
По его словам, Сербия экспортирует готовую продукцию, продукты питания, прежде всего сельскохозяйственную продукцию, и 30% от сербского экспорта — это овощи и фрукты. Главным образом, яблоки.
«Нам важно позиционировать Сербию как инвестиционное направление, поскольку, не считая фирмы НИС и крупных совместных стратегических вложений и отдельных примеров в промышленности, значительных российских инвестиций на сербском рынке не хватает», — заявил Весович.
Он сказал, что сербский рынок является одним из самых привлекательных в Европе и что мы должны рассказать российским партнерам о наших возможностях, которые привлекли большое число инвестиций из Европейского Союза.
«В списке десяти крупнейших сербских экспортеров девять — это иностранные компании, из которых восемь из стран Европейского Союза. Одним из сербских преимуществ, привлекающих инвесторов, является договор о свободной торговле, который Сербия подписала с Евразийским союзом», — сказал Весович.