9 января премьер-министр Синдзо Абэ встретился в своей официальной резиденции с влиятельным членом японского парламента, депутатом верхней палаты от партии «Нихон исин-но кай» (Партия японского возрождения, входит в правящую коалицию) Мунэо Судзуки (считается неофициальным советником Абэ по вопросам японской политики на российском направлении — прим. ред.). В беседе с Судзуки премьер еще раз продемонстрировал свое желание разрешить вопрос о «северных территориях». После встречи депутат Судзуки сказал журналистам: «Премьер Синдзо Абэ заверил меня, что приложит все усилия к тому, чтобы лично решить территориальную проблему с Россией».
Когда я просматриваю такие новости по проблеме «северных территорий», как их подают японские СМИ, то, к сожалению, меня охватывает желание сказать: «Уважаемые друзья, попробуйте подумать о ней с позиции президента Путина!». Если поразмышлять с этих позиций и определить историческую миссию нынешнего российского президента, то нужно признать, что сам он ощущает себя «императором своей России» и исходит из необходимости «укреплять и расширять эту империю». И при этом он вдруг отдаст свои территории стране, которую считает слабее своей державы? Вывод напрашивается сам собой: к сожалению, «северные территории» к нам не вернутся.
Теперь о мирных переговорах с Россией. Возможно, мирный договор с ней и удастся подписать. Но это может произойти только в том случае, если Япония решится на значительные уступки российской стороне. И при этом проблема «северных территорий» окончательно решена все равно не будет.
Пять с лишним лет назад господин Путин пошел на военный конфликт с Украиной. А что послужило причиной? Разве не его решимость вернуть России Крымский полуостров, который он считал российским? Разве можно полагать, что человек, решившийся на применение силы для возврата считающихся русскими земель, за какие-то деньги отдаст территории Японии? Нужно смотреть правде в глаза: острова к нам не вернутся.
Господин Путин неоднократно повторял: «После окончания „холодной войны" Советский Союз лишился значительных территорий. И это с геополитической точки зрения является для нас трагедией». И человек, который считает своей исторической миссией сделать так, чтобы эта трагедия не повторилась вновь, никогда не пойдет на то, чтобы вернуть «северные территории» Японии. Я не утверждаю, что японское правительство лжет. Видно, что наше министерство иностранных дел тоже предпринимает какие-то усилия. Но если поразмыслить с точки зрения логики господина Путина, то можно сказать лишь одно: «Скорее всего, у него нет даже выбора: вернуть или не вернуть Японии острова».
Очень жаль, но мы упустили момент. Во времена Ельцина вокруг территориальной проблемы еще было какое-то движение. Но если мы не смогли вернуть «северные острова» даже в тот период, то с той временной точки, когда к власти пришел господин Путин, это стало невозможно вообще. Разумеется, и японское правительство, и японский МИД на публику говорят о том, что обязательно добьются решения «территориальной проблемы», но нет никаких оснований надеяться на это.
Масаси Окуяма — известный японский политолог, доктор политологии, главный научный сотрудник Международного института политологических исследований (Токио). Окончил Университет Британской Колумбии (Канада). Степень доктора наук (PhD) получил в Редингском университете (Великобритания), защитив диссертацию по теме «Геостратегия».
Регулярно читает лекции в крупнейших японских университетах — «Аояма Гакуин», Токийском университете, Академии сил самообороны Японии и Научно-исследовательском институте сил самообороны.