Отставка российского правительства по главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым на прошлой неделе стала сюрпризом и для немецких компаний, занимающихся бизнесом в России. Но лишь немногие из них решились дать оценку возможных последствий этой отставки для их деятельности. Руководители концернов могут в принципе рассчитывать на дальнейшее долгосрочное сотрудничество с Владимиром Путиным, нынешним президентом, который и после окончания президентского срока в 2024 не захочет выпустить власть из рук.
Российская экономика находится в застое, после того как Россия весной 2014 года аннексировала украинский полуостров Крым и Запад в ответ на это ввел против России санкции. Кроме того, постоянно снижается цена на нефть. Не самая благоприятная обстановка для бизнеса, но именно немецкие компании играют в нем важную роль.
По данным Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП), в первые девять месяцев 2019 года Германия была вторым по значимости торговым партнером России после Китая. Однако доля Германии в российской внешней торговле в первые три квартала 2019 года сократилась почти на 1% — до уровня 7,9%. «Главная причина — уменьшение экспортной стоимости российского сырья, — пишет Российско-Германская внешнеторговая палата, — в то время как российский экспорт в Германию сократился на 18%, импорт из Германии упал лишь на 5%. Россия закупает в первую очередь немецкие станки, автомобили и химические продукты».
По сведениям Российско-Германской ВТП, из 50 зарубежных компаний в России девять — немецкие. Это данные 2018 года, новых сведений пока нет. Вот перечень немецких компаний с самым большим товарооборотом:
1. «Фольксваген» (Volkswagen): товарооборот в России составляет 4,1 миллиарда евро
2. «Метро Кэш энд Кэрри» (Metro Cash&Carry): 3,08 миллиарда евро
3. «Даймлер» (Daimler): 2,1 миллиарда евро
4. «БМВ» (BMW): 1,75 миллиарда евро
5. «Глобус» (Globus): 1,3 миллиарда евро
6. «Юнипер» (Uniper): 1,15 миллиарда евро
7. «Хенкель» (Henkel): 1,1 миллиарда евро
8. «Байер» (Bayer): 0,8 миллиарда евро
9. «Оби» (Obi): 0,7 миллиарда евро
Газета WirtschaftsWoche попросила эти девять компаний прокомментировать отставку российского правительства. Ответы поступили довольно сдержанные. Химический концерн «Байер» вообще не ответил. Саарская сеть супермаркетов «Глобус», автопроизводитель «Даймлер» и сеть строительных гипермаркетов «Оби» сообщили, что ничего не могут сказать по этому поводу. Дюссельдорфский специалист по моющим средствам и клеям «Хенкель», работающий в России с 1990 года, указал лишь на значение для него здешнего рынка: после США и Китая Россия была для «Хенкеля» в 2018 году третьим по важности рынком за пределами Западной Европы.
«БМВ» (оборот 97,5 миллиардов евро) не стал комментировать политику в России, а только указал на рост рынка: мюнхенцы увеличили сбыт в России за последние пять лет с 28,8 тысяч автомобилей в 2014 году до 44 тысяч в 2019.
Официальный представитель «Фольксвагена» (оборот 235,8 миллиарда евро) сообщил: «Бизнес концерна Фольксваген в России развивается позитивно. Нам удалось переломить ситуацию и вновь выйти в плюс». Шеф «Фольксвагена» Герберт Дисс (Herbert Diess) во время так называемого Global Board Meeting на прошлой неделе в Берлине заметил: «И в России мы добились перелома в бизнесе». В период с 2017 до 2018 года «Фольксваген» увеличил поставки в Россию на 20,6% (209 261 автомобиль). И в прошлом году, как сообщил «Фольксваген», поставки в Россию развивались позитивно, и «поэтому удалось значительно увеличить нашу долю на уменьшающемся рынке».
Бизнес в России негативно влияет на показатели «Метро»
Вторая по обороту немецкая компания в России — дюссельдорфская оптовая торговая сеть «Метро» (27 миллиардов евро). Для нее бизнес в России в прошлые годы был прежде всего «вызовом», как выразился шеф «Метро» Олаф Кох (Olaf Koch) в декабре. В финансовом году 2019-2020 (с октября 2019 до сентября 2020) Кох рассчитывает на падение прибыли на 20-30 миллионов евро, в прошлом году этот показатель составил почти 40 миллионов евро. В России оборот «Метро» в прошлом финансовом году составил около 2,7 миллиарда евро, годом ранее — более 2,8 миллиарда.
На запрос WirtschaftsWoche в «Метро» сообщили следующее: «Для нашего бизнеса в России содержание политики, а также политические и правовые рамочные условия по понятным причинам более важны, чем кадровые решения». На вопрос, чего ожидает «Метро» от нового российского правительства, официальный представитель концерна сообщил: «Мы хотим последовательного практического воплощения в жизнь намеченных политических приоритетов, в том числе увеличения экономического роста, уменьшения бюрократических барьеров, развития малого и среднего бизнеса».
На русском рынке внимание компании сосредоточилось при бывших шефах «Метро» Гансе-Йоахиме Кёрбере (Joachim Körber, 2001-2007) и Экхарде Кордесе (Eckhard Cordes, 2007-2011). Экхард Кордес был председателем Экономического союза Восточного комитета германской экономики (где он до сих пор сидит в президиуме рядом с теперешним шефом «Метро» Кохом). Он активно участвовал в форумах «Петербургский диалог». Первый гипермаркет «Метро» в России Кёрбер открыл в 2001 году. Сегодня же «Метро» имеет 94 гипермаркетов по всей России, из них 12 только в Москве. Последний был открыт мэром Сергеем Собяниным в июле 2019 года. Таким образом Россия стала для «Метро» вторым по значению зарубежным рынком после Франции (там 98 гипермаркетов).
За последние годы концерн «Метро» в России сильно потерял в товарообороте. Однако сегодня бизнес в России прибыльный, как утверждают в концерне. Там в последнее время ощущают «изменение тренда». В текущем году в компании рассчитывают, что «удастся последовательно продолжить начатые мероприятия по улучшению тренда». В концерне заявили, что Россия остается для «Метро» «важным, хотя и непростым рынком. В особенности мелких торговцев мы поддерживаем рекомендациями, сервисом, высоким качеством продуктов и нашей франчайзинговой концепцией Fasol. Все эти меры должны помочь им успешно утвердиться в динамичной розничной торговле. Мы надеемся, что и правительство усилит позиции в первую очередь мелких и средних предпринимателей, таких как торговцы и гастрономы, и страна вновь встанет на путь устойчивого экономического развития».
Энергетическая компания «Юнипер» перед враждебным поглощением
Дюссельдорфская энергетическая компания «Юнипер» (оборот 78 миллиардов евро), отколовшаяся в свое время от энергетического концерна «Эон» (Eon), ведет активный бизнес в России преимущественно через энергетическую компанию «Юнипро», в которой «Юнипер» владеет контрольным пакетом акций. Электроэнергию производят пять электростанций: одна работает на буром угле, четыре — на газе и каменном угле. По данным самого «Юнипера», на него приходится 5% всего производства электроэнергии в России.
Вдобавок «Юнипер» финансирует в России проблемный балтийский газопровод «Северный поток — 2», «в энергетической логике которого мы по-прежнему убеждены», как сообщает сама компания. Отставку правительства пресс-служба «Юнипера» комментирует следующим образом: «В рамках долгосрочной деловой деятельности в России мы всегда сотрудничали с каждым российским правительством в обстановке полного доверия».
Однако у «Юнипера» есть причины рассматривать сотрудничество с Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) несколько более критично. ФАС долгое время специальным запретом блокировала враждебное поглощение «Юнипера» финской энергетической компанией «Фортум», а в конце прошлого года подключила к делу поправку в законе, касающуюся инвестиций иностранных государственных концернов в России. «Фортум» — именно такой госконцерн. Центральное место в деле о попытке поглощения занимает один из российских водоканалов, принадлежащий «Юниперу» и являющийся в России объектом стратегического назначения. Согласно старому законодательству, зарубежным государственным концернам не разрешено владеть подобными объектами на правах мажоритарных акционеров. Но, судя по всему, шефу «Фортума» Пекке Лундмарку (Pekka Lundmark) удалось решить проблему: в ноябре прошлого года Россия в принципе разрешила поглощение. Лундмарк поговорил об этом на полях одного из экономических конгрессов в Санкт-Петербурге с Владимиром Путиным — действующим и, вероятно, будущим правителем России.