Информацию о депортации чешских граждан в советские лагеря и об их убийстве, вероятно, можно будет обнаружить в архивах на Украине, которые станут еще более доступными для исследователей. Чешские архивариусы помогут оцифровать их содержание. Так архивы будут обмениваться опытом и сотрудничать. Это станет возможным благодаря договору, который во вторник в МИДе Чешской Республики подписали представители Государственной архивной службы Украины и два чешских института, занимающиеся недавним прошлым.
Чешские исследователи могут обнаружить в украинских архивах буквально настоящие сокровища. «Украинский КГБ входил в КГБ Советского Союза. Например, одна копия какого-нибудь приказа КГБ хранится в Москве и строго засекречена, а другая находится на Украине в открытом доступе», — так директор Архива служб безопасности Светлана Птачникова описала «Радиожурналу» ситуацию.
Благодаря этому наследству, оставшемуся от распавшегося Советского Союза, по словам Птачниковой, чешские историки смогут ознакомиться с данными, которые безуспешно запрашивали у России.
«Мы надеемся, что, в том числе благодаря этому договору, получим доступ к новым материалам, которые имеют отношение к бывшим гражданам Чехословакии, ставшим жертвами советских репрессий», — добавил директор Института по изучению тоталитарных режимов Зденек Газдра.
Он уверен, что таким образом удастся выяснить судьбы чехов, отправленных в советские концентрационные лагеря, а также получить информацию о похищении чешских граждан и сфабрикованных процессах.
В КГБ также хранились личные дела всех коммунистических руководителей советских сателлитов. В том числе Клемента Готвальда, который вскоре после очередного визита в Москву внезапно умер.
Бандеровцы в чешских архивах
Украинские архивы и архивариусы гораздо охотнее идут навстречу чешским исследователям, чем российские. «Подход к нашим исследователям действительно очень дружественный. По опыту исследователей, которые работают в нашем институте, можно сказать, что в архиве, например, СБУ (их служба безопасности) полностью идут навстречу. В принципе мы получаем доступ ко всем материалам, которые нас интересуют и которые имеют отношение к чехословацкой истории. Все это резко контрастирует с подходом в России, где очень избирательны и где мы с трудом получаем доступ к документам», — рассказал Газдра.
По словам директора Государственной архивной службы Украины Анатолия Хромова, украинская сторона чрезвычайно заинтересована в стажировках в чешских архивах и проведении совместных выставок и конференций. Что касается документов, которые хранятся в чешских архивах, то они такого интереса у Украины не вызывают. Хотя в чешских архивах хранится ряд документов, например, о бандеровцах, то есть украинских националистах, которые после Второй мировой войны бежали через Чехословакию на запад и при этом совершали уголовные преступления.
«В Архиве служб безопасности у нас есть ряд материалов, которые касаются Украины и украинских граждан. Прежде всего, это фонд 307 — „Деятельность бандеровцев", в котором хранятся документы отделов Государственной безопасности. Ее силы бросали на борьбу с вооруженными отрядами украинской повстанческой армии (запрещенная в РФ организация. прим. ред.). В 1947 — 1948 годах они двигались из Польши через нашу страну на запад. В фонде хранится очень много материалов, разных директив, разведывательных донесений, отчетов отдельных участков, личных дел и протоколов допросов пойманных украинцев», — рассказала Птачникова.
Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко надеется, что то, что историки обнаружат в архивах об общих трагических минутах двух народов, поможет очистить совесть как чехов, так и украинцев.