У компании-оператора проекта «Северный поток — 2» могут возникнуть новые проблемы. Немецкое общество защиты окружающей среды настаивает на остановке строительства спорного газопровода. Поводом стало новое правовое заключение, согласно которому требуется перепроверить правомочность выдачи разрешения на строительство газопровода с точки зрения экологической безопасности — и остановить строительство. Новая оценка необходима с учетом последних научных данных относительно утечек метана при добыче и дальнейшей переработке природного газа.
Новое заключение выдал Институт народного хозяйства и права при Техническом университете Берлина. За подготовку документа отвечала адвокат Корнелия Цим (Cornelia Ziehm), специализирующаяся на проблемах экологии. Цим пришла к выводу, что, «согласно последним данным, есть признаки того, что выбросы метана при добыче газа в Европе и России на самом деле выше, чем считалось до сих пор либо чем было указано исполнителями проекта». Из этого, по словам Цим, можно сделать вывод, что сейчас вероятные выбросы метана в процессе эксплуатации «Северного потока — 2» и присоединенного к нему газопровода EUGAL следует оценивать иначе, чем это было сделано ранее в рамках проверки экологичности проекта. Новый документ имеется в распоряжении нашего издания.
Немецкое общество защиты экологии намерено в связи с этим предпринять юридические меры в отношении второго «Северного потока». «Мы обратимся в отделение горной инспекции в Штральзунде с просьбой перепроверить разрешение на строительство газопровода „Северный поток — 2"», — сообщил глава Общества защиты окружающей среды Саша Мюллер-Креннер (Sascha Müller-Kraenner) в интервью нашему изданию.
Кроме того, не исключены дальнейшие шаги в этом направлении. По словам Мюллер-Креннера, необходимо прояснить вопрос, каково в действительности воздействие природного газа на климат, а также в каких экологических условиях добывается и перерабатывается газ в России.
Вопрос о воздействии на климат природного газа спорный. Хотя его сжигание относительно безвредно, еще на этапе добычи образуется метан. Ученые называют этот эффект «метановым выбросом». Если учитывать фактор метана при расчете влияния природного газа на климат, то климатический баланс изменится довольно существенно, потому что метан — намного более агрессивный парниковый газ, чем углекислый.
После 20 лет исследований можно сказать, что метан влияет на климат в 84 раза сильнее. Если «метановый выброс» достаточно велик, то о превосходстве природного газа над другими источниками энергии в плане загрязнения окружающей среды говорить не приходится. Впрочем, необходимо заметить, что существуют различные методы замера утечек метана, и подсчитать ущерб довольно трудно. Данных о «метановом выбросе» при добыче в российском сегменте Арктики пока недостаточно для того, чтобы считать их показательными.
Представители оператора газопровода «Северный поток — 2» в свою очередь не видят оснований для перепроверки. «Проект „Северный поток — 2" был разрешен по итогам обширной проверки его экологической безопасности. Проект уже в значительной степени реализован. Власти пяти стран дали согласие на строительство, которое велось и ведется строго в соответствии с действующими национальными, международными и европейскими правовыми нормами», — заявил представитель компании Nord Stream 2 AG.
С немецкой стороны разрешения были выданы горной инспекцией Штральзунда согласно правовым нормам и в ходе соответствующей общественной дискуссии. «Получив эти разрешения, компания Nord Stream 2 AG имеет право строить и эксплуатировать газопровод. Мы не видим никаких оснований для пересмотра выданных ранее разрешений по запросу Немецкого общества защиты прав потребителей в области экологии». Кроме того, по словам представителя компании, газопровод «Северный поток — 2» и построенная недавно в России инфраструктура для подключения новых газохранилищ на севере Сибири являются самыми современными и экологически безвредными сооружениями для производства и транспортировки природного газа», — подчеркнул он.
Американские санкции против «Северного потока — 2»
Впрочем, российско-немецкий газовый проект пока в любом случае заморожен из-за санкций со стороны США. В декабре 2019 года президент США Дональд Трамп подписал закон, предусматривающий штрафные меры против компаний, принимающих участие в строительстве газопровода. Швейцарская фирма Allseas, чьи суда занимались укладкой труб на дне Балтийского моря, вышла из проекта. К настоящему моменту проложено более тысячи километров труб от российского города Выборг до окрестностей датского острова Борнхольм. До немецкого побережья неподалеку от Грайфсвальда остается всего около 150 километров.
Когда вторая ветка «Северного потока» будет достроена, поставки российского газа в Европу увеличатся. Этот проект вот уже несколько лет вызывает массу споров. Против него выступают в первую очередь американцы, Украина, а также Польша, Латвия и Эстония. Восточные европейцы опасаются, что Европа попадет в чрезмерную зависимость от российского газа. Сторонники проекта обвиняют США в том, что те заботятся исключительно о налаживании поставок в Европу собственного сжиженного газа.
После выхода из проекта швейцарской компании строительство второго «Северного потока» оказалось заморожено. Российский концерн «Газпром», которому принадлежит проект, теперь вынужден достраивать газопровод самостоятельно. Президент России Владимир Путин в ходе визита в Берлин в январе сказал, что рассчитывает завершить строительство до начала 2021 года. Изначально планировалось, что газопровод будет достроен еще в конце 2019-го.
Министр экономики Германии Петер Альтмайер (Peter Altmaier) по-прежнему исходит из того, что поставки газа из России увеличатся. Потребности страны в природном газе растут, ведь она в скором времени намерена отказаться от ядерной энергии и закрыть угольные шахты. Это главная причина, почему проект «Северный поток — 2» был одобрен, подчеркивает Альтмайер. Он уже объявил, что будет создана двусторонняя рабочая группа по энергетической политике, перед которой будет стоять задача по укреплению экономических отношений между двумя странами. Одновременно министр выразил сожаление по поводу американских санкций против газопроводного проекта.