Когда российский маэстро Валерий Гергиев в 2016 году вышел на сцену посреди развалин Пальмиры, мало кто сомневался в том, что концерт его оркестра станет огромным пиар-успехом для России.
Москва помогла освободить этот разрушенный ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред. ИноСМИ) исторический город, но гораздо важнее то, что в борьбе за этот приз она опередила иранцев.
На пустынных полях ожесточенных сражений за этот город родилось несколько героев. Одним из них стал Абдулла Салахи (Abdullah Salahi), командир из созданной Корпусом стражей исламской революции боевой организации «Фатимиюн».
Эта организация состоит из бежавших в Иран афганских шиитов-хазарейцев. Данная группировка играет все более заметную роль в операциях КСИР в Сирии.
В сирийской гражданской войне участвуют тысячи хазарейцев, зачастую из-за того, что им обещан постоянный вид на жительство в Иране. Другие же просто откликнулись на призыв защитить шиитские святыни в Сирии.
Однако сейчас в рядах шиитских боевиков, которые до сих пор были исключительно преданы создавшему их группировку КСИР, возникают беспрецедентные разногласия, указывающие на то, какая напряженная борьба за влияние идет между номинальными союзниками Россией и Ираном.
Раздрай возник из-за никому не известного прежде полевого командира Салахи, командующего отрядом «Худрат Файзал аль-Аббас» из 500 бойцов «Фатимиюн», которые сегодня располагаются в восточном городе Дейр эз-Зор.
Недавно русские предложили Салахи оказать его отряду поддержку и провести с ним усиленную боевую подготовку, и он это предложение принял. Об этом изданию «Нешнл» (The National) рассказало несколько источников из «Фатимиюн». Это разозлило кураторов Салахи из КСИР и других членов этой группировки. Один аналитик назвал это ударом в самое сердце иранской сети в Сирии.
Это один из первых случаев с начала российского вмешательства в этот конфликт в сентябре 2015 года, когда Москва успешно вовлекла в свою орбиту отряд боевиков, пользующихся поддержкой КСИР. Он свидетельствует о росте напряженности между двумя странами, вместе воюющими в Сирии.
Связи Салахи с Россией возникли несколько лет тому назад. Этот командир стал известен во время боев за Пальмиру в 2016 году. Именно там у него сформировались дружеские отношения с одним из самых высокопоставленных российских военачальников в Сирии генерал-полковником Александром Дворниковым. Теперь эти отношения активно используются для изменения динамики конфликта, длящегося уже десятый год.
В 2016 году соперничество между Россией и Ираном уже назревало, потому что российские войска наперегонки с иранскими стремились отобрать Пальмиру у ИГИЛ. Генерал-полковник Дворников, который в то время командовал российской группировкой в Сирии, сделал Салахи и подчиненным ему боевикам «Фатимиюн» предложение, от которого они не смогли отказаться: он предложил первоочередную авиационную поддержку их действиям на земле. Из Салахи сделали героя, его лицо появилось на плакатах в освобожденном от джихадистов городе.
В мае того года симфонический оркестр Мариинского театра выступил с концертом на древних руинах этого города, который показали всему миру. Это был крупный успех российской пропаганды в Сирии. Москва обогнала своих соперников из КСИР в гонке за освобождение бастиона древней культуры.
Этот источник добавил, что Салахи часто ездит к российским военным. «Им [русским] не разрешают посещать базы „Фатимиюн", потому что в рядах этой группировки есть иранские информаторы и шпионы. В основном Салахи ездит к ним».
Генерал-полковник Дворников уехал из Сирии в 2016 году, и был назначен командующим Южным военным округом. В этой должности он отвечает за ликвидацию горячих точек в Крыму и на Черном море. Однако те отношения, которые возникли у него с Салахи, сохраняются.
В этом месяце командир «Фатимиюн» принял беспрецедентное предложение о тесном взаимодействии с российскими войсками.
Боевики этой группировки и раньше фотографировались с российским оружием и с российскими спецназовцами, но благодаря предложению русских о подготовке и поставках современного оружия они стали ближе к России, чем любое формирование КСИР.
Филип Смит (Phillip Smyth), работающий в вашингтонском Институте ближневосточной политики и написавший книгу «Кавалькада „Хезболлы"», назвал эти действия противоречащими методам работы Ирана в Сирии.
«„Фатимиюн" отличается от любых иракских боевиков и даже от ливанской „Хезболлы". Это отделение КСИР, непосредственно ему подчиняющееся и не обладающее самостоятельностью, как иракские группировки. Такие действия русских — это агрессивный сигнал, поданный иранцам, это прямая атака на действия Ирана в Сирии».
«Это многое говорит о том, как Иран действует сейчас, в условиях пандемии COVID-19 и американских санкций. Вполне возможно, что он уже не в состоянии жестко контролировать своих ставленников, и русские этим пользуются».
Убийство командира спецподразделения «Аль-Кудс» Касема Сулеймани тоже могло создать атмосферу неопределенности в рядах таких группировок как «Фатимиюн».
Источники из этой группировки рассказали, что сразу после уничтожения Сулеймани 3 января вблизи багдадского аэропорта с американского беспилотника у боевиков возникло острое беспокойство.
Россия все прочнее закрепляется на неспокойном востоке страны, где все внимание в последнее время приковано с нескольким нефтяным месторождениям, могущим принести немалую выгоду.
Многие считают, что Дейр эз-Зор, где базируются боевики Салахи, это ворота к данным месторождениям.
В октябре президент Дональд Трамп перебросил американские войска в Сирии в район этих месторождений, которые они теперь охраняют. А в марте турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган озвучил план по продаже нефти с этих месторождений для финансирования работ по восстановлению Сирии.
Смертоносный коктейль из американских санкций, глобальной эпидемии и гибели хваленого иранского командира может ослабить удушающую хватку Тегерана на горле измученной войной Сирии.