Этот год должен был стать переломным в борьбе с пластиковыми отходами. ООН в 2018-м объявила ситуацию с загрязнением планеты этим полимером мировым кризисом, а более чем за тридцать лет до этого было обнаружено Большое тихоокеанское мусорное пятно — скопление микропластика между Калифорнией и Гавайями, превышающее в два раза территорию Техаса.
В разных странах и городах мира вводились новые запреты на использование пластика, ученые и активисты боролись за улучшение окружающей среды. К окончанию эпохи пластика был готов и бизнес: компании планировали ускоренный переход к циркулярной (клеточной) экономике и меняли стратегии развития. Однако пандемия коронавируса всё изменила.
Экспоненциальный рост числа заболевших covid-19 и огромная нагрузка на систему здравоохранения показали, что пластик по-прежнему остается самым надежным и доступным решением проблемы индивидуальной защиты людей. Пока наукой не открыты материалы, превосходящие полимеры, бизнесу и правительствам необходимо разработать глобальный системный подход по решению проблемы загрязнения пластиком и охране окружающей среды.
Сейчас товары из пластика вопреки прогнозам вновь находятся на пике спроса. Оказалось, что давно известные полимерные материалы не имеют аналогов с точки зрения санитарно-гигиенических свойств и защиты от передачи вирусной инфекции. Многие из ранее введенных запретов на пластик были приостановлены, а объемы его применения в здравоохранении и сфере услуг бьют все рекорды.
Хотя новая реальность подчеркивает важное значение пластика для общества, она не отменяет угрозу загрязнения окружающей среды. Рано или поздно режим карантина в разных странах будет отменен, и вполне возможно, что после его окончания станет очевидным рост зависимости мира от пластика и увеличение ущерба для природы по сравнению с ситуацией до пандемии.
Экономическая неопределенность и риски возникновения второй волны covid-19 могут вызвать серьезные ограничения в обращении с отходами. Из-за пандемии растет использование полимерных материалов в области здравоохранения, при этом значительные объемы отходов представляют собой источник потенциальной биологической опасности и как таковые не подлежат переработке. Следствием станет беспрецедентный рост объемов медицинских отходов из пластика. Такая же ситуация может сложиться и в пищевой промышленности, и сфере услуг, где повторное использование материалов тоже временно ограничено. В отрасли, занимающейся утилизацией и переработкой отходов, возникнет кризис, на преодоление которого потребуется время, поэтому после окончания пандемии эффективно справиться с большими объемами накопившегося пластика не удастся.
Я убежден, что пришло время вновь вернуться к обсуждению проблемы пластика. Даже при тотальном запрете на использование срок полного разложения пакета из полимерных материалов составляет до 20 лет, а пластиковой бутылки — до 450 лет. Кроме того, конкретные меры по отказу от пластика неизбежно будут различаться в зависимости от страны в силу политических и экономических причин, поэтому полный запрет пластика в какой-либо одной стране не будет автоматически приводить к таким же действиям в остальных. Итогом может стать усугубление различий в мире, при этом состояние окружающей среды продолжит ухудшаться.
Я считаю, что нашей совместной задачей должно стать участие в создании циркулярной экономики, предполагающей минимизацию отходов и возобновление ресурсов. Бизнесу во всем мире необходимо увеличивать объем инвестиций в устойчивое развитие и одновременно обеспечивать соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности, а также принципов в области экологии, социальной сферы и корпоративного управления (ESG). Кроме того, компании должны более активно работать над развитием ответственного потребления и вкладывать больше средств в НИОКР для обеспечения новых устойчивых решений в долгосрочной перспективе.
Необходимо создавать инфраструктуру и развивать законодательные механизмы, направленные на стимулирование переработки и повторного использования во всем мире как на уровне конечных потребителей, так и на уровне компаний. Исследования показывают, что к настоящему времени было переработано менее 10% всего объема пластика. Самая большая доля пластика в Мировом океане — примерно 40% — приходится на одноразовый пластик. Это проблема, ответственность за которую должны разделить между собой как потребители, так и корпорации.
Бизнесу и правительствам всех стран мира необходимо увеличить объем средств, выделяемых на повышение грамотности населения в области циркулярной экономики и важности повторного использования материалов и их переработки. Нам следует работать над тем, чтобы потребители чувствовали свою ответственность за правильную утилизацию всех приобретаемых ими товаров, которые впоследствии должны быть возвращены в экономический цикл. Существующая во многих странах культура одноразового использования должна быть пересмотрена с одновременным осознанием в обществе угроз для окружающей среды.
Кроме того, важно работать над расширением производства полимеров, в большей степени пригодных для переработки, поскольку это облегчит возврат пластика в экономический цикл. Примерно три года назад полимеры считались главным источником загрязнения океанов на планете. Затем восприятие изменилось, поскольку по сравнению с другими материалами пластик дает существенно меньшие выбросы в атмосферу углекислого газа.
Наконец, во время пандемии полимеры стали рассматриваться как важное сырье для производства одноразовой пластиковой упаковки и медицинских средств индивидуальной защиты. Такие изменения в оценке указывают на потенциал бизнеса в работе над снижением уровня загрязнения, а также помогают понять критическую значимость тех или иных отраслей для удобства функционирования и безопасности общества.
На первом этапе работы необходимо признать, что простого решения проблемы не существует. Разработка эффективных мер борьбы с пластиковым загрязнением — сложный и длительный процесс, требующий системного подхода со стороны бизнеса и государства в масштабе всех стран мира. Стабильное развитие возможно только за счет совместной расстановки приоритетов для обеспечения экологического и экономического благополучия в долгосрочной перспективе.
Дмитрий Конов, председатель правления СИБУРа