О чем думал хозяин Кремля, когда в среду 24 июня перед его глазами дефилировал весь цвет российских вооруженных сил и их военная техника? Может, о том, что танки Т-14 Армата, шествующие по брусчатке Красной площади, поедут в сторону западной границы, а оттуда еще дальше? Некоторые российские и украинские эксперты полагают, что да.
И действительно, в последние дни российский президент «поднажал». В своей статье, написанной для американского консервативного журнала The National Interest, Путин высказал свои сомнения насчет современного состояния международных отношений и призвал их пересмотреть. Также президент России предостерег, что нынешние геополитические потрясения могут снова привести к войне.
Тезис о новом мировом порядке он привел вновь, выступая на Красной площади во время парада в честь 75-й годовщины окончания Второй мировой войны. По его словам, нужно создать новую крепкую и единую международную систему безопасности.
Наконец, в пропагандистской передаче российского телеканала «Россия 1» под красноречивым названием «Москва, Путин, Кремль» Путин заявил, что многие республики, присоединившись к Советскому Союзу, получили «исконно российские территории», и намекнул, что после распада СССР эти территории нужно вернуть обратно. «Тащить с собой подарки от русского народа», как выразился Путин, не стоит. Но это уже чересчур.
Нельзя не отметить, что по мере того как Россия постепенно гниет изнутри, на первый план все более явно выпячивается военная тематика.
Но страна уже не вооружается так усердно, как о том трубят. В этом году на оборону планировалось выделить примерно 2,4% российского ВВП, то есть 1,894 триллиона рублей. Из-за коронавируса и снижения цен на нефть российские вооруженные силы получат только около двух процентов ВВП. В прошлом году расходы на оборону достигали примерно трех процентов ВВП.
Например, упомянутый танк Т-14, который в последние годы с помпой участвует в парадах на Красной площади, так и не попал на вооружение. Вместо него российская армия скромно закупает модернизированные версии Т-90. «Армата» дорогой (250 миллионов рублей за единицу), и еще продолжаются его испытания. Костяком танковых войск остаются старые добрые советские Т-72 (их около двух тысяч единиц).
Нет, это не презрение к вооруженным силам, не насмешка и не игнорирование возможностей, которыми они располагают. Российские вооруженные силы по-прежнему опасны для европейской безопасности. Просто я описываю контекст, который поможет лучше понять Москву, как и то, почему оттуда звучит столько слов о войне и оружии и в чем причина этой одержимости.
Легитимность России как мировой державы основана исключительно на двух факторах: ядерном арсенале и наследии Советского Союза, который внес принципиальный вклад в победу над нацистской Германией, тем самым получив право определять международный порядок в качестве постоянного члена Совета безопасности ООН.
Статус России как державы связан с прошлым, с государством, которого не существует на карте вот уже 30 лет. Кремль это осознает, поэтому так уповает на прошлое. Это можно назвать реваншизмом, а можем — имперской ностальгией. В целом это одно и то же. Для России это борьба за сохранение статуса, от которого она не может отказаться. Прежде всего, в собственных представлениях.
Если сегодня Россия предлагает новую конфигурацию международных отношений, то она делает это со ссылкой на факты 75-летней давности, а не на свой нынешний статус. Победа во Второй мировой войне как будто навсегда закрепила за Москвой право определять ход международных отношений и входить в круг главных арбитров международного права.
Президент Путин не может и, что главное, не способен возродить Советский Союз. Российский режим функционирует по-другому и не обладает потенциалом. Уж тем более после 20 лет «нормализации». Поэтому Россия размахивает завещанием СССР и громко домогается своего права преемника.
За день до военного парада мне по стечению обстоятельств представилась возможность побывать в главном храме российских вооруженных сил. Святыня воплощает все то, к чему восприимчиво большинство россиян вне зависимости от политической ориентации или отношения к Владимиру Путину. Речь идет о вере и гордости за победу во Второй мировой войне в российской трактовке, то есть в Великой Отечественной войне.
Зеленый, как офицерская форма, храм построен в честь 75-летия окончания войны и апеллирует к традиции, которая понятна любому. Поэтому не удивительно, что возле святых и цитат из Библии на стенах храма — изображения славных военных событий российской истории. Пулеметы и Иисус, списки побед и оккупаций рядом с «Отче наш». Идеальный симбиоз.
Пользоваться этими мотивами — единственное, что остается режиму Владимира Путина. Ведь он не может предложить россиянам новое светлое будущее. Никакого такого символа в России не существует. В этом смысле Кремль себя исчерпал, и его подданные едва ли верят, что завтра будет лучше. Места Маска, Гейтса и Цукенберга в России занимают закостенелые государственные корпорации. Никакого будущего.
Поэтому Путин обращает все свои устремления к прошлому и к воспоминаниям о «прекрасном вчера».
И в этом, похоже, состоит суть его вербального милитаризма — удержаться во власти. На международной арене и дома. В ближайшие дни россияне будут голосовать о конституционных изменениях. В новую конституцию включили и «защиту исторической правды», а также возможность для Путина править еще 16 лет подряд. До 84 лет. У власти он с 2000 года.