Отключение доступа к интернету и жестокое подавление протестов нанесли белорусскому ИТ-сектору значительный финансовый и репутационный ущерб. Эксперты прогнозирует массовый выезд специалистов этой отрасли за границу, в том числе на Украину.
Из-за отсутствия доступа к интернету в Белоруссии за три дня было потеряно более ста сорока одного миллиона долларов ВВП, некоторые белорусские ІТ-компании не получили 50 пролцента доходов и понесли на мировом рынке безвозвратные репутационные потери.
В открытом письме две с половиной тысячи основателей и разработчиков белорусских ИТ-компаний заявляют, что им очень тяжело работать в условиях, когда обычных людей задерживают без всякого повода, бьют и арестовывают, а доступ к интернету ограничивают на несколько дней.
«В ближайшее время мы начнем наблюдать массовый отток специалистов за рубеж, открытие офисов в соседних странах, замедление темпов роста ИТ-сектора», — отмечают авторы письма.
Эти опасения материализуются. Десятки белорусских ИТ-компаний ведут переговоры с украинскими коворкингами относительно условий переезда в Киев, некоторые ИТ-компании уже перевезли в украинскую столицу часть своих сотрудников.
Об ИТ в Белоруссии
В отличие от Украины, где ИТ-отрасль развилась вопреки неудовлетворительному бизнес — климату и благодаря контрактной модели трудоустройства астеников (ФОП третьей группы на едином налоге 5 процентов), в Белоруссии ИТ-сектор стал расти, начиная с 2005 года, после подписания декрета о парке высоких технологий.
Парк высоких технологий — это специальный налогово-правовой режим для развития ИТ-бизнеса в Белоруссии. Он не является свободной экономической зоной, но существует юрисдикция, которая функционирует по принципу экстерриториальности.
Зарегистрированные в парке компании и индивидуальные предприниматели могут пользоваться предоставленными им преференциями независимо от места расположения их белорусского офиса.
На территории парка действуют положения белорусского декрета, согласно которого резиденты парка освобождены от большинства налогов до первого января 2049 года, включая налог на прибыль.
Благодаря этому в 2019 году доля белорусского ИТ-сектора обеспечила половину прироста ВВП Белоруссии. Экспорт ИТ-услуг за 2017-2019 годы вырос в 2,4 раза.
Рост объема производства за первое полугодие 2019 года составил сто шестьдесят шесть процентов, а общий экспорт услуг резидентов парка по итогам 2019 год превысил два миллиарда долларов. Для сравнения: на Украине экспорт ИТ-услуг в 2019 году составил 4,17 миллиарда долларов.
В июле 2020 года количество резидентов парка выросло до восемьсот восьмидесяти шести компаний, в которых работает около шестидесяти трех тысяч человек. Для сравнения: на Украине в начале 2020 года в ИТ-отрасли работало около сто девяносто тысяч человек.
Наиболее известной ИТ-компанией, появившейся в Белоруссии, является Wargaming. Она была создана в 1998 году, а в 2010 году выпустила культовую игру World of Tanks. В 2018 году игра уже имела сто шестьдесят миллионов зарегистрированных пользователей. Годовой оборот компании исчисляется сотнями миллионов долларов.
Не менее известной ИТ-компанией, основанной в Белоруссии и белорусами, является EPAM. Это один из ведущих мировых поставщиков услуг по разработке программного обеспечения и цифровых платформ. Годовой оборот компании в 2019 году составил 2,2 миллиарда долларов, а число сотрудников во всем мире достигает тридцати девяти тысяч человек.
Для айтишников готовят повышенные налоги и переход на Трудовой кодекс: что надо об этом знать
В пятерку ведущих белорусских ИТ-компаний также входят IBA Group, которая занимается разработкой программного обеспечения и внедрением программных решений для бизнеса ИТransИТion, являясь поставщиком широкого спектра ИТ-услуг, и ИТechArt Group, которая разрабатывает, тестирует и поддерживает программные продукты, модернизирует и интегрирует бизнес-приложения.
Как в Белоруссии блокировали доступ к интернету
В воскресенье, девятого августа, в день выборов президента Белоруссии, по всей стране возникли проблемы с доступом к интернету. Проблемы почувствовали пользователи стационарного и мобильного интернета. Доступ к сети отсутствовал почти три дня.
Технический директор американской компании Cloudflare (услуги CDN, защита от DDoS-атак, безопасный доступ к ресурсам) Джон Грэм-Камминг выложил в твиттере графики перебоев в работе интернета в Белоруссии девятого-двенадцатого августа. На них видно, как исчезал трафик у трех крупнейших провайдеров: «Белтелекома», МТС и А1.
Международная неправительственная организация NetBlocks, которая защищает права в цифровой сфере и отслеживает блокировки сети, с помощью инструмента, который позволяет рассчитать приблизительную стоимость отключения интернета для разных стран, сообщила, что день без интернета стоит для Белоруссии 56,4 миллиона долларов.
ИТ-бизнес заговорил о массовом оттоке за границу
Через два дня после выборов и начала жестоких разгонов мирных акций протестов более двух с половиной тысяч учредителей и работников белорусских ИТ-компаний опубликовали открытое обращение с призывом к властям остановить насилие.
«В последние месяцы мы наблюдаем раскручивание спирали насилия. Избирателями и наблюдателями зафиксированы многочисленные нарушения, указывающие на фальсификацию результатов выборов. Мы предполагаем, что выборы президента Республики Беларусь были сфальсифицированы.
Задержаны и осуждены тысячи людей. Мирные акции протеста разгоняют с неадекватным применением силы…
Мы не эксперты в политике, но мы эксперты в технологическом бизнесе. В стране формируются условия, в которых технологический бизнес не сможет функционировать. Стартапы не рождаются в атмосфере страха и насилия. Стартапы рождаются в атмосфере свободы и открытости.
В ближайшее время мы начнем наблюдать массовый отток специалистов за границу, открытие офисов в соседних странах, замедление темпов роста ИТ-сектора, уменьшение инвестиций в белорусские ИТ-компании, уменьшение налоговых поступлений».
Украинский ИТ-бизнес и правительство предлагают поддержку
Одним из первых на Украине на события в белорусской ИТ-отрасли отреагировал сооснователь сети креативных бизнес-пространств Creative States Илья Кенигштейн. Одиннадцатого августа он написал, что его команда получает звонки и письма из Минска от компаний, которые собираются перевозить свои команды на Украину.
«Мы даже сделали там таргетированную рекламу, в которой сообщили, что ждем их на Украине. Многие компании покидают Белоруссию, причем переезжают прежде всего ИТ-проекты. Пока временно, в будущем, вероятно, надолго», — написал Кенигштейн.
Правительство ищет таланты: как новый премьер и ИТ-бизнес планируют превратить украинцев в ИТ-нацию
На следующий день появились обращения представителей украинского ИТ-бизнеса с предложениями предоставить белорусским коллегам места для работы в случае их переезда на Украину.
Финансовый директор ИТ-компании S-PRO Елена Израйлевич написала: «Обращаемся ко всем ИТ-компаниям Белоруссии, которые все еще не нашли выхода из этой ситуации. В ИТ-сообществе нет границ. Если вы решите приехать на Украину, здесь есть друзья, которые хотят поддержать вас.
Чем можем помочь? Выделим часть офиса, где вы сразу сможете продолжить работу с непрерывным интернетом и всем необходимым для работы. Сейчас в офисах имеется достаточное количество мест. Поможем с поиском жилья. Окажем любую другую поддержку и покажем украинское гостеприимство».
Директор луцкого ИТ-кластера Виктор Левандовский записал видеообращение с приглашением белорусских коллег из ИТ-сектора.
Впоследствии стало известно, что в целом двадцать пять украинских ИТ-компаний откликнулись на инициативу S-PRO и Европейской ассоциации программной инженерии (EASE) и подготовили в своих офисах более пятисот рабочих мест для команд из Белоруссии.
В тот же день появилась реакция представителя украинского правительства.
Вице-премьер-министр — министр цифровой трансформации Михаил Федоров написал, что его ведомство вместе с украинским ИТ-бизнесом готовы создать условия для комфортного переезда белорусских ИТ-компаний и специалистов на Украину.
CEO и соучредитель белорусской ИТ-компании Gismart Дмитрий Липницкий
— Какие факторы мотивировали вас рассмотреть возможность релокейта части команды?
— Решение о временной и частичной релокации мы приняли за несколько дней до выборов. Нам стало известно, что в Белоруссии возможно введение ограничений по доступу к интернету. Чтобы избежать прямых финансовых рисков, мы переместили в Киев шестнадцать человек. Это часть UA- и маркетинговой команды, которая управляет рекламными кампаниями, влияющими на выручку.
— По каким критериям была выбрана Украина?
— У нас есть офисы в Лондоне, Пекине и Минске. В начале 2020 года мы открыли офис в Киеве. Когда встал вопрос о релокейте, мы выбрали Киев. Для сотрудников из Минска это наиболее комфортная локация. Наш офис расположен в самом центре Киеве, в бизнес-центре «Леонардо».
— На какой срок вы рассматриваете релокейт?
— Команда провела в Киеве неделю, долгосрочных решений пока не принимали.
— Насколько это массовое явление в белорусском ИТ — рассмотрение возможности релокейта или сам релокейт на Украину?
— Отключение интернета, нестабильная политическая обстановка, неправомерные задержания людей, пытки — все это негативно сказывается на репутации Белоруссии. На прошлой неделе было произведено задержание двоих наших сотрудников. О месте их пребывания мы узнали через несколько дней, до этого сотрудники числились пропавшими без вести. Сейчас с ними все хорошо, они на свободе. Мы не единственная компания, чьи сотрудники были задержаны. Если не будут проведены новые выборы и ситуация в стране не стабилизируется, многие ИТ-компании закроют офисы в Минске и перевезут сотрудников в соседние страны, в том числе на Украину.
Сооснователь сети креативных бизнес-пространств Creative States Илья Кенигштейн
— Обращаются ли к вам представители белорусского ИТ-бизнеса?
— Сейчас имеется очень большой спрос на жилье и услуги коворкингов. Приезжают и поодиночке, и группами. Надолго это или нет, пока никто не знает. Тем не менее, ряд компаний уже переехали к нам.
— Они рассматривают только Украину или, например, Польшу и Эстонию, которые активно привлекают иностранных ИТ —специалистов?
— Мы (Украина — ЭП) можем быть конкурентоспособными, но не с точки зрения позиции государства. Оно традиционно не замечает эту историю и ничего не делает. По крайней мере, я не видел никаких официальных высказываний со стороны властей о том, чтобы побороться за белорусских ИТ-специалистов. В мире идет война за мозги, и государства видит в этом серьезную возможность. Мы конкурентны тем, что мы рядом. Чтобы переехать к нам, не нужна виза — в отличие от Литвы и Эстонии. Они пытаются упростить визовый режим, но все знают, что к ним нужна виза. У нас жизнь дешевле. Кроме этого, мы все русскоязычные или, по крайней мере, большинство, поэтому с социальной точки зрения мы, безусловно, более конкурентные, чем Литва и Эстония.
— Сколько белорусских компаний приехало, подало заявки или обратилось к вам с просьбой рассмотреть возможность релокейта и работать у вас?
— За последние пять-шесть дней у нас было около тридцати запросов — от крупных международных компаний до небольших проектов. Все запросы в работе, у всех разные тайминги, кто-то еще не приехал, кто-то собирается приехать. Пока речь идет о трех-пяти компаниях, но подозреваю, что с сентября, если в Белоруссии ничего не изменится, счет пойдет на десятки. Компаниям нужно работать ежедневно.
Коммерческий директор сети коворкингов Сreative Quarter Андрей Шеховцов
— Сколько белорусских ИТ-компаний обратилось к вам насчет релокейта?
— Мы общаемся с представителями четырех компаний, показываем им офисы, но они еще ничего не решили. Одна белорусская компания, которая уже была нашим клиентом, переместила сюда часть сотрудников. Это сравнительно небольшая компания, у них около пятнадцати человек, они перевезли сюда пятерых сотрудников.
— Какие называют причины релокации?
— Нестабильная ситуация в стране. В первые дни после выборов у них был нестабильный интернет, а это главное для ИТ. Даже через VPN они с трудом поднимали сайты. Сейчас с этим немного полегче, но компании не понимают, как все будет развиваться дальше.
Скорее всего, их ждут месяцы нестабильности. Это главная причина, почему компании рассматривают Украину как место для релокейта, по крайней мере временно. К тому же, здесь можно находиться девяносто дней без визы. Это тоже играет на пользу Украины.