Оригинал статьи опубликован изданием «Fararu», и точка зрения, приводимая автором, может не совпадать (полностью, либо частично) с точкой зрения редакции.
В минувший понедельник в столицу Сирийской Арабской Республики Дамаск прибыла высокопоставленная российская делегация, и прошли несколько раундов переговоров на самые разные сюжеты. Во главе делегации стояли — ни много, ни мало — глава российского МИДа Сергей Лавров, а также Юрий Борисов, зампредседателя правительства Российской Федерации (по вопросам оборонно-промышленного комплекса).
Борисов, в ходе совместной пресс-конференции с Валидом-Муаллемом, министром иностранных дел Сирийской Арабской Республики, и Сергеем Лавровым, заявил, что были проведены «полезные и конструктивные переговоры с новым главой правительства Сирии, Хусейном Арнусом», в результате чего «были намечены пути укрепления сотрудничества двух государств в различных сферах».
Представляется, что визит российской делегации в Сирию имеет особую важность, поскольку демонстрирует эволюцию отношений Москвы и Дамаска. В ходе сирийского кризиса, особенно после 2015 года, когда началось военное присутствие России в Сирии, отношения между сторонами стали сосредотачиваться больше на военной сфере и на сфере безопасности, хотя президент России Путин то и дело наведывался в Сирию. Конечно, и поездки Путина в Арабскую Республику тоже носили больше военный характер, и официальные мероприятия проходили в основном на российских военных базах страны, как правило, с участием министров обороны двух государств.
Но сейчас нынешний визит российской делегации в Сирию может, пожалуй, говорить, о начале новой «фазы российской политики» в отношении Сирии. Поездка в Дамаск в начале нынешней недели Сергея Лаврова стала, в общем, первой за последние 9 лет. До этого Лавров приезжал в Сирию только в 2012 году. Потому, вероятно, можно судить о том, что отношения Сирии с российской стороной начали постепенно перемещаться из чисто военной сферы в сферу политическую и экономическую. Но в чем заключается главная суть этого перемещения?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что, хотя и за самые последние годы острота военного конфликта в Сирии несколько снизилась, однако острота политического противостояния имеет место до сих пор. Кроме того, политическую полемику активно раздувают и Соединенные Штаты, введя против Сирии, как только официальный Дамаск стал одерживать верх в военном противостоянии, обширные санкции, в рамках так называемого Закона «Цезарь». Ведь когда острота военного противостояния в Сирии несколько стихла, Россия и Сирия надеялись, что начнется этап послевоенного восстановления страны и что экономика страны, разрушенная в ходе войны, снова начнет переживать относительный подъем. Однако США сразу стали пытаться упреждать этот процесс, введя против страны обширные санкции, словно давая понять, что они категорически против возрождения сирийской экономики. Введенные против страны санкции практически заслонили перспективы широкого участия международного сообщества в процессе восстановления народного хозяйства страны.
Вдобавок к этому, в самые последние годы Сирию охватил новый виток экономического кризиса, связанный уже не сколько с войной, сколько с пандемией. Курс национальной валюты страны пережил заметное падение. Соответственно, Сирия крайне нуждается в экономической помощи. Однако США препятствуют этому, под предлогом того, что международная помощь Дамаску может послужить лишь милитаризации неугодного им политического режима и «полному подавлению» демократических институтов страны.
Россия в этих условиях направляет в Сирию делегацию, которая уполномочена обсуждать вопросы не только военно-политического, но и экономического сотрудничества. Поэтому и переговоры, прошедшие в Дамаске при участии российской делегации, охватили сразу несколько важных направлений.
Одним из таковых как раз и стали вопросы укрепления экономического сотрудничества. Как заявил на пресс-конференции российский вице-премьер Борисов, народное хозяйство страны и сирийский народ в целом очень страдают от навязанных Сирии экономических санкций, введенных якобы в соответствии с Законом «Цезарь».
По этой причине, Борисов как раз участвовал в переговорах, ради подписания двумя странами нового торгового договора. Он при этом сообщил о предстоящем участии России в восстановлении энергетического комплекса страны, и в возрождении всей торгово-экономической сферы Сирии.
Но восстановление Сирии в нынешних условиях, как внутренних, так и внешних международных, не то чтобы невозможно вообще, но сопряжено со значительными трудностями. По этой причине, российская делегация прибыла в страну, с намерением обсуждать и политические вопросы. Однако вовсе не вопросы поддержки той или иной политической группировки, а те вопросы, которые помогли бы ускорить процесс экономического возрождения. В частности, в данной связи, на переговорах были рассмотрены такие вопросы, как проведение политических реформ, во исполнение резолюции Совбеза ООН 2254, а также необходимость «большей эффективности» для работы Конституционного комитета, который должен принять участие в процессе подготовки новой Конституции.
Таким образом, политические шаги России являются частью более широких усилий по урегулированию сирийского кризиса. Однако между Россией и Сирией все еще не сформировалось единое мнение по ряду проблем, прежде всего, касающихся внутренней политической ситуации и диалога с оппозицией.
Совсем недавно было достигнуто соглашение между двумя политическими сирийскими организациями, находившимися в России. Эти две организации, первая — Демократические силы Сирии (зависящая в основном от курдов) и Партия Национальная воля — пришли к соглашению о новой сирийской конституции. Это соглашение, предусматривавшее создание новой политически децентрализованной системы в стране, получило поддержку России. Однако в ходе официального визита в Дамаск российской делегации стало известно, что сирийское правительство не готово поддержать данное соглашение.
Плюс к этому, Россия стремится интенсифицировать переговоры с так называемым «сирийским Конституционным комитетом». Самые недавние переговоры с данным Комитетом, который был в свое время создан под эгидой ООН с целью примирения действующего сирийского правительства и так называемой «мирной демократической оппозиции» и задачей которого была разработка поправок для действующей конституции, все же не привели к заметным результатам.
Некоторые эксперты и наблюдатели полагают, что у России есть надежда на завершение до предполагаемых с Сирии выборов в 2021 году работы по редактированию новой сирийской конституции, и, как следствие, надежда на новый политический процесс в стране, который ускорил бы национальное примирение. Некоторые даже высказывают мнение о возможности отложить сирийские выборы вплоть до того момента, когда наконец завершатся и дадут какие-то результаты переговоры, которые ведет Конституционный комитет.
Но при всем этом, сирийское правительство пока не обнаружило достаточного стремления к переговорам и к достижению необходимого компромисса с упомянутым Комитетом. Валид Муаллем говорил, что все результаты, которые появятся в ходе переговоров с Комитетом, будут вынесены сирийскими правительством на референдум. При этом он отверг возможность переноса выборов в Сирии на тот момент, как появятся окончательные результаты, которые должны принести переговоры с Конституционным комитетом.
При этом, Валид Муаллем, отвечая на вопрос о договоренностях, которые были достигнуты в России (между двумя упомянутыми политическими группами — прим. перев.), заявил, что сирийское правительство будет против любых соглашений, которые противоречат действующей в стране конституции.
Но возможно, что Россия использует свою позицию самого могущественного и влиятельного сторонника нынешнего сирийского правительства, чтобы убедить последнее принять некоторые политические предложения, которые необходимы в данной ситуации. Тем более, что нынешние региональные условия и ситуация в мире в целом вроде бы, благоприятствуют тому сценарию, которые предусмотрела Россия для Сирии. Америка сейчас занята подготовкой к президентским выборам и выглядит вполне удовлетворенной теми экономическими санкциями, которые она ввела против Сирии. Прочие страны, вовлеченные в сирийский кризис, также заняты каждая своими собственными проблемами.
В любом случае, нынешние тенденции показывают, что Россия готова к новой стратегии по урегулированию сирийского кризиса, и кажется, близка к тому, что многие существующие проблемы, в частности, касающиеся взаимодействия правительства и сирийской оппозиции, все же удастся решить. К тому же, из того заявления, что сделал в минувший понедельник и действующий президент Сирии Башар Асад, также следует, что обе стороны в ходе переговоров уже добились заметного прогресса в достижении общего взаимоприемлемого решения для многих внутриполитических проблем нынешней Сирии.