19 сентября агентство ТАСС передало заявление американского президента, сделанное днем ранее: «Вы знаете, у них есть ракета, супер-пупер-гиперзвуковая… Она в пять раз быстрее обычной ракеты… Но Россия получила эту информацию от администрации Обамы… потом создала ее [ракету]».
Очевидно, это заявление является частью предвыборной гонки, разгорающейся в США. Чтобы выйти из нее победителем, необходимо указать на всевозможные недостатки, нарушения или даже преступления противника (или приписать ему их). Это все внутренние дела американских кандидатов в президенты, но что интересно, вместе с тем они направляют стрелы на геополитического противника.
Бывшего президента Барака Обаму выставляют предателем и обвиняют едва ли не в государственной измене, и одновременно с этим оскорбляют Россию: она не способна самостоятельно создать новый тип тактического и стратегического гиперзвукового оружия, поэтому использовала достижения США, т. е. украла их технологию. Впрочем, в 2019 году Джон Болтон, советник президента США по национальной безопасности, также обвинял Россию в создании гиперзвукового оружия с использованием украденных американских достижений. Верны ли эти утверждения?
Известно, что приоритет в области гиперзвуковых технологий принадлежит не США или России, а австрийскому ученому Ойгену Зенгеру, создавшему детально проработанный проект частично-орбитального бомбардировщика «Серебряная птица».
Согласно расчетам ученых, после старта с трехкилометровой катапультной установки и полета на жидкостном ракетном двигателе в конце активного участка «Серебряная птица» должна развить гиперзвуковую скорость 21М, что в 21 раз больше скорости звука. Однако проект не был реализован, после войны его чертежи попали в США и СССР.
Идея д-ра Зенгера в какой-то степени была реализована в экспериментальной программе Х-15 НАСА и ВВС в 1958-70 годах, завершившейся созданием одноименного гиперзвукового самолета. В 1963 году в суборбитальном полете он достиг скорости 6,7М и высоты 106 км. Продолжением этой программы стала X-20 Dyna-Soar — его стартовым ускорителем были ракеты-носители «Титан» (для запуска Х-15 использовались стратегические бомбардировщики Б-52). Х-20 была остановлена в 1960-х годах из-за непреодолимых технологических проблем.
В 1986 году стартовал проект гиперзвукового ракетоплана Х-30, на который США возлагали большие надежды. В начале 90-х он потерпел неудачу и так же, как и предыдущие проекты, был закрыт, потому что американским специалистам не удалось создать эффективный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) и жаростойкие материалы, выдерживающие температуру около 1800С.
Неудачи привели к разработке более скромного аппарата — гиперзвукового самолета Х-43А, для запуска которого также был необходим Б-52. В США знали о советских исследованиях в гиперзвуковой лаборатории «Холод» и решили ускорить свои исследования, используя эту технологию для своего проекта. С этой целью в 1998 году НАСА подписало контракт с Россией и провело необходимые исследования за соответствующую плату. Этот шаг НАСА можно рассматривать и как научно-техническую разведку, и как реальную необходимость использования российской летающей лаборатории.
Однако факт в том, что именно США обратились за помощью к России и заплатили ей, чтобы воспользоваться ее технологией, а не наоборот.
В последующие годы в США не было зарегистрировано особых успехов в развитии гиперзвуковых технологий, а к середине десятилетия сотрудничество с Россией было прекращено. Основной причиной этому послужил выход США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), и это же стало основной причиной тому, что Россия активизировала работу по созданию комплекса средств преодоления разработанной США системы ПРО (КС ПРО) с целью обеспечения стратегического ядерного потенциала России. Таким эффективным средством пока может быть только гиперзвуковое оружие, поэтому в России ведутся масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по их разработке.
Создание КС ПРО началось на базе результатов, достигнутых еще в советское время: исследования проблем гиперзвуковой техники начались в 1979 году в рамках проекта «Холод». Его цель была скромной, но чрезвычайно важной — разработать гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Без него любые планы по созданию гиперзвукового самолета были бессмысленны. В качестве стартового ускорителя использовалась старая зенитная ракета С-200В «Вега», — она должна была разогнать установленный на ее боеголовку экспериментальный ГПВРД до скорости, необходимой для его стабильной работы.
Первый настоящий полет прошел успешно и состоялся в ноябре 1991 года.
К 1999 году было выполнено семь полетов, при которых удавалось развить скорость 6,5М и поддерживать стабильную работу двигателя в течение 80 секунд. Полученные результаты позволили создать гиперзвуковую летающую лабораторию «ИГЛА» («Холод-2»), целью которой стало создание гиперзвукового планера.
Эта идея переросла в создание гиперзвукового управляемого боевого блока 15Ю71 для межконтинентальной баллистической ракеты с расчетной маршевой скоростью 15М и скоростью в районе цели около 7М. Его испытания проходили в период 1990-2004 годов, а последний полет в рамках приемочных испытаний состоялся в 2018 году. В декабре 2019 года первый ракетный полк, вооруженный двумя стратегическими ракетными комплексами «Авангард», заступил на опытно-боевое дежурство. К 2027 году планируется развертывание двух полков в составе 13-й ракетной дивизии 31-й ракетной армии.
Практически одновременно с «Авангардом» был создан авиационный гиперзвуковой ракетный комплекс для поражения наземных и морских целей «Кинжал», функции носителя выполняет истребитель-перехватчик МиГ-31К.
Его ракета маневренна по всей траектории и при приближении к цели. Скорость полета 10М, дальность 1000 км, всего 2000 км с радиусом действия носителя. При использовании в качестве носителей Ту-22М3, Ту-160 или Су-57 радиус действия увеличится в несколько раз. Первая эскадрилья, вооруженная комплексом, находится на опытном боевом дежурстве с 2018 года.
В этом году закончились последние летние испытания гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Циркон», уничтожающей как морские, так и наземные цели. Ее скорость составляет 6-8М, а заявленная дальность — 500 км, прогнозируемая — 1000 км.
Краткое описание российских разработок гиперзвукового оружия не является самоцелью. Оно показывает, что в стране была создана мощная научная база для развития гиперзвуковой технологии, в результате чего были достигнуты значительные результаты. Их не было бы, если бы они основывались только на украденной у США технологии, поскольку для создания гиперзвукового оружия необходимо иметь теоретическую базу, испытательное оборудование, материалы и специалистов, а также решить ряд сложных многоплановых проблем.
Если предположить, что у США есть эффективная технология гиперзвуковой ракеты, почему они до сих пор не разработали работающий гиперзвуковой летательный аппарат? Если допустить, что у них ее нет, значит, России просто нечего «похищать». Если эта технология действительно существует и, допустим, Россия её «похитила», значит, российские специалисты способнее американских, раз смогли создать реальное гиперзвуковое оружие. Правда в том, что в Соединенных Штатах по-прежнему нет хорошо разработанных технологий, и они все еще работают над несколькими проектами для решения сложных технологических проблем.
В мае этого года на торжественной церемонии представления флага Космических сил США американский президент с гордостью заявил об одном из этих проектов, что их, как он выразился, «супер-пупер ракета» (super-duper missile) будет в 17 раз быстрее любой американской ракеты и в три раза быстрее российских и китайских ракет. Вероятно, он имел в виду крылатую ракету воздушного базирования AGM-183A, скорость которой должна составлять около 20М, а радиус действия — 900 км.
По имеющейся информации, эта аэробаллистическая ракета запускается с самолета-носителя, после от нее отделяется гиперзвуковой боевой блок и движется по баллистической траектории, т. е. нет возможности им управлять и маневрировать. Эту ракету даже нельзя сравнить с ракетой «Кинжала», а у ее боевого блока нет ничего общего с боевым блоком «Авангарда». Контракт на разработку AGM-183A был подписан в 2019 году, ожидается, что в 2022 году она будет принята в эксплуатацию.
К 2020 году это все, чем в ближайшем будущем смогут похвастаться США. Из-за отставания в области гиперзвуковых технологий они, вероятно, продолжат оправдываться, наговаривая на политического оппонента и несправедливо обвиняя Россию.