Коалиция, состоящая из Партии справедливости и развития, Партии националистического движения и националистов, больше не в состоянии решать проблемы внутри и вовне страны нормальными способами. Да и не была в состоянии в силу своей природы. К механизму конфликтов в Сирии, Ливии и Восточном Средиземноморье добавляется Кавказ. Учитывая масштаб прямого и косвенного противостояния с Россией, эту ситуацию можно представить в виде треугольника Сирия — Ливия — Кавказ.
Вчера вновь вспыхнули столкновения между Азербайджаном и Арменией. На этот раз ситуация серьезная. Обе страны объявили военное положение.
Обвинения в том, кто начал боевые действия, не имеют значения. Причины и последствия 30-летней проблемы, позиции сторон и динамика конфликта налицо. (Думаю, не нужно повторяться, мы говорили о заднем плане этой проблемы в одной из наших прошлых статей во время столкновений в Товузском районе 12 июля.)
В ходе июльского кризиса Россия наряду с проведением военных учений «Кавказ-2020» в том числе при участии Армении позиционировала себя в качестве «ответственного старшего брата» между двумя сторонами. Турция, в свою очередь, предприняла беспрецедентные «воинственные» усилия на стороне Азербайджана в виде совместных военных учений, а также наращивания военного потенциала и координации. Все, что происходило с тех пор, указывало не на что иное, как на подготовку к большой войне.
Крайняя рассеянность международного сообщества, потеря концентрации внимания в США в преддверии выборов, позиция России, которая, хотя и поддерживает Армению, но придает значение отношениям с Азербайджаном, и, вне всякого сомнения, неистовая поддержка Турции переводят Баку в режим «сейчас или никогда». 24 сентября министерство иностранных дел Азербайджана опубликовало список «провокационных действий» — шагов и заявлений премьер-министра Армении Никола Пашиняна с момента прихода к власти в 2018 году, а на следующий день президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил необходимость подготовки графика вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий и заявил: «Проблема должна быть урегулирована на основе территориальной целостности Азербайджана. Территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом переговоров. Нагорный Карабах — это Азербайджан». Вкупе с военным приготовлениями эти заявления были поступью военной операции. Хотя администрация Пашиняна укрепляет свои связи с Нагорным Карабахом, отодвинув принцип «территории в обмен на мир» в сторону, Армения в целом занимает оборонительную позицию. Стратегия Армении базируется на обеспечении признания статус-кво на захваченных землях, а стратегия Азербайджана — на возвращении этих земель.
Стороны, если их не остановить, могут дойти до полноценной войны. Если не удастся вернуться к дипломатии, то в один момент мы будем говорить и об опасности столкновения Турции с Россией.
Картина причин и последствий 30-летнего конфликта удерживает стороны в одном шаге от войны. В этих условиях Турция, занимая ястребиную позицию и вытирая ноги о дипломатию, безответственно настропаляет обе стороны. Враждебность к армянам — отношение, которое можно спровоцировать легче всего. Оно прекрасно служит интересам механизма, построенного на националистически-героической риторике!
Если мои наблюдения не вводят меня в заблуждение, этот новый акт пьесы несет в себе следы стратегического мышления и воображения Анкары.
Критикуя Минскую группу, которая говорит, что «военное решение конфликта невозможно», Алиев задается вопросом: «Кто это сказал», — а теперь переходит от слов к действиям. Полная поддержка Турции, члена НАТО, позволяет это сделать.
Министерство иностранных дел Турции выступило с заявлением: «Мы поддержим Азербайджан так, как он этого пожелает». Гарантия безграничного участия от имени государства! Все, что захочет? Конца-краю нет. Войска, вмешательство с воздуха, танки, артиллерия, винтовки, беспилотники, ударные БПЛА, боеприпасы, боевики… Что из этого? Или все вместе?
Особенно последний пункт из этого инвентарного списка может поднять много шума. За последние дни увеличилось число предположений о том, что в Азербайджан отправлены сирийские боевики, которых несколько дней «приводили в порядок» в Анкаре. В интернете распространяются изображения бойцов, загруженных в самолет или якобы направляющихся на фронт на машинах по шоссе в Азербайджане, даже аудиозапись с голосом одного из них.
Вчера, 27 сентября, Сирийский центр мониторинга по правам человека (SİHG) также затронул эту тему. По данным SİHG, 24 сентября 300 бойцов преимущественно из «Дивизии султана Мурада» и бригады «Аль-Амшат» были вывезены из Африна и переправлены в Азербайджан с обещанием заработной платы в размере 1500-2000 долларов. 26 сентября 1400 сирийских боевиков, находившихся в Ливии, вернулись в Сирию. Те из них, кто согласится на условия, тоже могут быть отправлены в Азербайджан.
Некоторые источники утверждают, что зарплата боевиков составит 500-600 долларов. Параллельно с этими новостями правящие СМИ измышляли оправдание для мобилизации боевиков и подавали новости о том, что «Армения перебрасывает на оккупированные территории террористов Рабочей партии Курдистана — Отрядов народной самообороны с целью подготовки боевиков против Азербайджана».
Новости о мобилизации боевиков для Азербайджана были встречены осторожно, поскольку пока не получили подтверждения. Также действует контрпропаганда. В Ливии тоже изначально говорили «нет», а потом Эрдоган подтвердил эту информацию, подав ее как предмет гордости.
Со времен сирийского кризиса боевики стали инструментом внешней политики администрации Эрдогана. К сожалению, Турция превратилась в страну, проявляющую великодушие по отношению к скопищам джихадистов.
Хотя поток боевиков между Сирией и Ливией вовлек Турцию в клуб «аномальных государств», до определенного момента речь шла о ситуации, которая удовлетворяла все стороны. С 2012 года ливийцы, мобилизованные на джихад, воевали в Сирии, а потом и сирийцев отправляли в Ливию для ведения боевых действий в качестве резервных сил Турции. Но Нагорный Карабах — это совершенно другая проблема. Прежде всего джихадистских боевиков — суннитов втягивают в войну на одной стороне с шиитами, которых они считают «врагами и неверными»! Боевики сами устанавливают эти рамки. Так, один из них говорит: «Мы думали, что отправимся вместе с турками на турецкие базы на границе с Арменией. Но турок с нами нет, только азербайджанская армия, и все шииты. Это не для меня. Они еще больше наши враги, чем евреи и христиане. Мы не воюем вместе с ними или не стоим бок о бок с ними». Я передаю это с пометкой «не подтверждено». Тем не менее отныне боевики являются обычным элементом интервенционистской внешней политики администрации Эрдогана.
Во-вторых, ввозить на Кавказ джихадистов иной религиозной идентичности, отличающейся от идентичности Азербайджана, — все равно, что грозить пальцем России. Одним из факторов, убедивших Россию вступить в сирийскую войну, была идея «разобраться» с кавказскими боевиками на далекой от Кавказа территории. Вероятность возвращения кавказских боевиков, стекавшихся в Сирию, заставляет Россию насторожиться. На сегодняшний день, если это правда, речь идет об отправке на азербайджанский фронт бойцов из туркменских группировок, таких как «Дивизия аль-Хамзы» и «Дивизия Султана Мурада». Но в конце концов канал открывается. Могут прийти и другие. Для всех этих групп основная мотивация — война с Россией. Перед лицом такого развития событий Россия не будет бездействовать.
В то время как Турция все больше вязнет в Сирии и Ливии, а в Восточном Средиземноморье ее сопротивление ослабевает, кавказский огонь, может быть, и способен в какой-то мере сыграть на руку правящим властям. Но спокойствие России обманчиво. Кроме того, бросание Кавказа в огонь нанесет труднозаживающие раны народам. Это тяжелое бремя. Необходимо форсировать мирные пути содействия миру.