Пережив состояние «смертельной комы» российский блогер и один из лидеров российской оппозиции Алексей Навальный заявил, что приказ об его устранении с помощью ни больше ни меньше оружия массового уничтожения отдал лично президент Путин. Для многих в России это был ожидаемый ход событий, и заявление не стало сенсацией.
Этот оппозиционный лидер уже много лет пытается стать в России крупной политической фигурой. С этой целью он постоянно критиковал министров, мэров, губернаторов, глав государственных корпораций и, конечно же, российского президента. Если не считать относительного успеха на выборах мэра Москвы в 2013 году, когда Навальный во многом из-за низкой явки в 32% набрал целых 27% голосов в российской столице, то количество сторонников блогера по всей России, согласно опросам, никогда не превышало 5%. Сторонников недавно воскресшего оппозиционера можно поделить на две группы: это или протестно настроенная городская молодежь, или пожилые диссиденты, которые еще со времен СССР, за исключением эпохи Ельцина, в принципе страстно ненавидят представителей власти в своем государстве.
Несмотря на то, что основную поддержку блогер черпает из либеральных кругов, его мировоззрение вряд ли во всем можно назвать либеральным. Например, он часто обращался к темам слишком мягкой, по его мнению, иммиграционной политики в России, выступая, например, за введение дополнительных ограничений на въезд в страну представителей других этно-религиозных групп с территории постсоветского пространства. Несмотря на популистские лозунги, несколько довольно громких «фильмов-расследований» и 2,3 миллиона подписчиков на Ютубе, Навальный и его организация ФБК так и остаются на периферии российской политической сцены. А его последняя афера с отравлением не только не поможет ему выйти с этой периферии, но и грозит ему политическим коллапсом.
Если бы вы спросили у среднестатистического российского гражданина, как он относится к США и Западу в целом, то недоверие и насторожённость — это, наверное, самые мягкие из возможных ответов. Экономические санкции и часто звучащие громкие антироссийские заявления западных политиков способствовали тому, что в сознании большинства россиян укоренилось недоверие к Западу. Даже среди тех, кто недоволен политикой официального Кремля, тяжело найти тех, кто будет поддерживать политика, которого открыто продвигают западные страны и их СМИ. И речь не только об этнических русских, но и о представителях других народов России, которых в стране насчитывается более 120. Так, например, сегодня на Северном Кавказе вы вряд ли встретите человека, который скажет хотя бы одно хорошее слово про Запад и Америку.
Поэтому действительно весьма странно, что Алексей Навальный не понимает, что его поддержка западных политиков и копирование их риторики о вине Путина во всем [негативном] в мире маркирует его в общественном сознании как «шпиона» или «предателя», забирает у него и те несколько процентов поддержки среди населения, которые у него были, и полностью лишают его доверия, приобретенного им в оппозиционной среде как борца с коррупцией. Иными словами, чем более значимой фигурой он будет становится на Западе, тем меньше политического рейтинга у него будет оставаться на родине.
Новичок — боевое отравляющее вещество, которое не убивает?
Вообще риторика о российском государстве, которое травит своих политических оппонентов опасным боевым ядом «Новичок», не нова. Достаточно вспомнить очень неубедительную историю отравления тем же смертельным «Новичком» Сергея Скрипаля, бывшего офицера ГРУ, осужденного в России за доказанный шпионаж в пользу британской МИ-6. После окончания тюремного срока в российской тюрьме Скрипаль спокойно проживал себе в Лондоне, но был вместе с дочерью Юлией отравлен. Спустя несколько месяцев раскрученная в СМИ истерика закончилась массовой высылкой российских дипломатов из посольств европейских стран, включая Черногорию. Выжившие Сергей и Юлия Скрипали под измененными именами переселились в Австралию. Роль МИ-6 во всей этой истории, пожалуй, единственное, что кажется бесспорным, в то время как ни одного доказательства вины российского президента Владимира Путина, которого западный истеблишмент сразу назначил главным обвиняемым, разумеется, так и не было предъявлено общественности.
Во всех этих событиях много странного: и невероятный прием, оказанный простому блогеру в берлинской клинике «Шарите», и участие лаборатории Бундесвера в идентификации «Новичка», и подключение лабораторий из Швеции и Франции, и максимальная закрытость лабораторных исследований от российских специалистов, — все это попахивает политической ангажированностью и интригами спецслужб.
Германия проигнорировала многочисленные просьбы Москвы предоставить широкой общественности подробные анализы Навального. Показательны два момента. Во-первых, врачи клиники «Шарите» не смогли найти следы боевого отравляющего вещества, как и российские врачи в Омске. Во-вторых, молчат Швеция и Франция, не отвечая на вопрос, какие именно данные им предоставили специалисты из Бундесвера. Все-таки у них есть образец «Новичка»? Если да, то откуда они его получили? С учетом того, что инцидент с Навальным может вызвать серьезные геополитические потрясения, спекуляции и неаргументированные обвинения в такой ситуации недопустимы.
Россия сегодня, как, впрочем, и всегда, является прямым «конкурентом» Запада. И тут западным спецслужбам предоставляется прекрасная возможность поработать с российским оппозиционным деятелем, используя его личные неудачи и реальные проблемы со здоровьем, побуждая его из чувства благодарности бездоказательно нападать на руководство своей страны.
Во времена холодной войны западные спецслужбы самыми разными способами вербовали недовольных граждан СССР и нет сомнений, что они не отказались от этой практики. А Навальный сегодня — идеальный агент влияния на протестнонастроенную аудиторию в России.
Общая картина, которую мы имеем в результате аферы, выглядит противоречивой. США призывают ввести санкции против уже почти построенного «Северного потока — 2» из-за отравления Навального, но сама жертва этому сопротивляется. Европа призывает Россию возбудить уголовное дело из-за отравления, но Алексей отказывается сотрудничать с российским следствием. На обвинения со стороны пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, что Навальный сотрудничает с ЦРУ, блогер пригрозил подать в суд за клевету. На данный момент ничего не указывает на то, что уже полностью выздоровевший оппозиционер вернется из Германии в Россию. Вероятно, и этот возможный шаг будет зависеть от политической целесообразности момента.
Россия выучила уроки истории. У Алексея Навального нет шансов стать вождем какой-то новой революции. Более того, чем больше он будет пользоваться политическим покровительством Запада в стилистике его недавней встречи с канцлером Ангелой Меркель, тем больше у него шансов потерять и тот небольшой уровень поддержки, который у него до сих пор был в России.