Covid-19 породил кризис во всем мире. Этот кризис стал экзаменом для руководства всех стран. Не имея хороших вариантов для борьбы с новым патогеном, страны были вынуждены принимать трудные решения о том, как на это реагировать. Здесь, в Соединенных Штатах, наши лидеры провалили этот экзамен. Они столкнулись с кризисом и превратили его в трагедию.
Масштабы этого провала поражают. По данным Центра системных наук и инжиниринга (Center for Systems Science and Engineering) Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), Соединенные Штаты лидируют в мире по количеству заражений covid-19, а также по количеству смертей, вызванных этим заболеванием, и это намного превосходит показатели в значительно больших по количеству населения странах, включая Китай. Уровень смертности в Соединенных Штатах более чем в два раза выше уровня смертности в Канаде, превышает уровень смертности в Японии, стране с уязвимым и пожилым населением, почти в 50 раз и даже затмевает показатели в странах с доходом ниже среднего, таких как Вьетнам, почти в 2000 раз. Covid-19 — это многосторонний вызов, и многие факторы способствуют его серьезности. Однако один из них мы способны контролировать — речь идет о нашем поведении. А мы в Соединенных Штатах постоянно ведем себя плохо.
Мы понимаем, что могли бы вести себя лучше. Китай, столкнувшись с первой вспышкой коронавируса, предпочел ввести строгий карантин и режим изоляции после первоначальной задержки. Принятые меры оказались жесткими, но эффективными, — в основном было остановлено распространение этого заболевания в том месте, где произошла вспышка, а количество смертей, как сообщалось, было сокращено до 3 случаев на миллион жителей, тогда как в Соединенных Штатах этот показатель составляет 500 на миллион. Страны, которые имеют значительно больше связей с Китаем, включая Сингапур и Южную Корею, начали уже на раннем этапе проводить тестирование, а также агрессивно применяли тактику установления контактов и вводить соответствующие меры изоляции, поэтому там было отмечено относительно небольшое количество вспышек. А Новая Зеландия, использовав те же самые меры, а также свои географические преимущества, вплотную подошла к полной остановке распространения этой болезни. Все это позволило Новой Зеландии ограничить время самоизоляции и, в основном, вновь довести открытость общества до того уровня, который существовал до начала пандемии. В целом, не только многие демократии лучше проявили себя в борьбе с коронавирусом, но и на порядок лучше справились с этой задачей.
Почему Соединенные Штаты так неудачно действовали в борьбе с covid-19? Почти все наши шаги оказались провальными. Предупреждений мы получили достаточное количество, однако, когда мы впервые столкнулись с этим заболеванием, оказалось, что не можем эффективно проводить тестирование и не способны даже предоставить основные средства личной защиты медицинским работникам и всему обществу. Мы продолжаем значительно отставать от кривой показателей по тестированию. Хотя абсолютное количество проводимых тестов значительно увеличилось, но более полезным показателем является количество тестов на одного зараженного человека, а по этому рейтингу мы находимся внизу международного списка, ниже таких стран как Казахстан, Зимбабве и Эфиопия, то есть ниже стран, которые не могут похвастаться наличием биомедицинской инфраструктуры или такими производственными возможностями, которые имеем мы. Более того, отсутствие акцента на возможности по разработке означает, что результаты тестов часто приходят с большой задержкой, поэтому они оказываются бесполезными для контроля над распространением этого заболевания.
Соединенные Штаты вступили в этот кризис, обладая огромными преимуществами. Помимо потрясающих производственных мощностей, мы имеем также систему биомедицинских исследований, которая является предметом зависти для всего мира. Мы обладаем колоссальной экспертизой в области общественного здравоохранения, защиты здоровья и фундаментальной биологии, а еще мы всегда имели возможность превратить эту экспертизу в новые терапии и превентивные меры. Большая часть упомянутой национальной экспертизы находится в распоряжении правительственных институтов. Однако наши лидер предпочли в основном игнорировать мнение экспертов или даже пытались опорочить их.
Реакция наших национальных лидеров постоянно оказывается неадекватной. Федеральное правительство по большей части передало контроль над этим заболеванием на уровень штатов. Действия губернаторов были разными, и это зависело не столько от их партийной принадлежности, сколько от их компетентности. Но какой бы ни была их компетентность, губернаторы не имеют тех инструментов, которые контролирует Вашингтон. Вместо использования этих инструментов федеральное правительство подрывало их эффективность. Центры по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), которые ранее были ведущей в мире организацией по борьбе с заболеваниями, были ограничены в своих возможностях, а также совершили серьезные ошибки в области тестирования и формирования политики. Национальные институты здоровья (National Institutes of Health) играют ключевую роль в разработке вакцин, однако они были отключены от процесса принятия правительством критически важных решений. В то же время Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration) является до неприличия политизированным и похоже, что в больше степени реагирует на давление администрации, чем на научные факты. Наши нынешние лидеры подорвали доверие к науке и к правительству, а это нанесло ущерб, который будет ощущаться в течение долгого времени. Вместо того чтобы положиться на экспертизу, действующая администрация обратилась к плохо информированным «лидерам общественного мнения» и шарлатанам, которые скрывают правду и облегчают распространение настоящей лжи.
Следует ясно представлять себе ту цену, которая возникает, если не принимаются даже простые меры. Вспышка заболевания, которая непропорционально затронула представителей цветных сообществ, усугубила напряженность, которая традиционно ассоциируется с неравенством. Большое количество детей пропускают занятия в школе в критически важный период в своем социальном и интеллектуальном развитии. Тяжелая работа профессионалов в области общественного здравоохранения, которые рискуют своими жизнями, не используется разумным образом. Наше нынешнее руководство гордится экономикой страны, однако почти весь мир уже в определенной мере открылся, тогда как Соединенные Штаты продолжают страдать от высокого уровня заболеваний, что не позволяет возобновить работу большому количеству предприятий. Так, например, рестораны теряют сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест. Более 200 тысяч американцев умерли. Некоторых смертей от covid-19 можно было бы избежать. Хотя невозможно точно определить количество дополнительных потерянных американских жизней из-за слабой или неправильной правительственной политики, речь в любом случае может идти о десятках тысяч жертв пандемии, которая унесла уже больше жизней американцев, чем любой конфликт после Второй мировой войны.
Все чиновники, которые безрассудно загубили таким образом жизни людей и потратили впустую деньги, должны были бы столкнуться с определенными юридическими последствиями. Наши лидеры в основном заявляют, что они освобождены от ответственности за свои действия. Однако предстоящие выборы предоставляют нам возможность вынести судебное решение. Разумные люди, несомненно, не согласны с многочисленными политическими взглядами кандидатов. Однако истина не является ни либеральной, ни консервативной. Когда речь идет о действиях в условиях крупнейшего кризиса в области общественного здравоохранения, наши нынешние политические лидеры показывают, что они в опасной мере некомпетентны. Мы не должны поддерживать их и не должны допустить возможность гибели еще тысяч американцев в том случае, если мы позволим им остаться на своих местах.