В понедельник в ходе встречи в Люксембурге двадцать семь министров иностранных дел государств ЕС приняли единогласное решение начать подготовку санкций против России в связи с покушением на Алексея Навального. После конца заседаний это подтвердил Жозеп Боррель (Josep Borrell), верховный представитель ЕС по внешней политике, то есть, неформально говоря, министр иностранных дел Евросоюза.
Предложение о введении санкций было внесено Германией и Францией. Они обосновали свой шаг тем, что Россия не представила веских аргументов против обвинений в ответственности за нападение на российского оппозиционера, который, как утверждают Берлин и Париж, был отравлен. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас (Heiko Maas) и его французский коллега Жан-Ив Ле Дриан (Jean Yves Le Drian) написали в совместном заявлении, «что отравление господина Навального можно убедительно объяснить только тем, что в нем участвовала Россия, несущая поэтому за него ответственность». Доказательств тому они приводить не стали.
Санкции должны быть нацелены на отдельных лиц, «несущих должностную ответственность за данное преступление и за нарушение международных правовых норм, а также на учреждение, связанное с разработкой программы „Новичок"». В понедельник в Люксембурге Маас вновь утверждал, что Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердила, что отравление Навального является нарушением соглашения о запрете химического оружия. Странное утверждение: в своем отчете ОЗХО термина «боевое вещество» не использовала, а использованное против Навального вещество так и не смогла назвать.
Соглашение о «подготовке» санкций ознаменовало собой временное окончание развязанной Берлином антироссийской кампании внутри ЕС. Информационное агентство dpa так прокомментировало относительно скромный результат этой кампании: «Запланированные санкции ЕС могут уменьшить давление на федеральное правительство, направленное на прекращение строительства германо-российского газопровода „Северный поток — 2"».
Навальный потерял сознание 20 августа во время внутреннего перелета в России. После вынужденной посадки самолета в сибирском городе Омске он по настоянию семьи был перевезен в берлинскую клинику «Шарите». Сейчас 44-летний Навальный уже находится вне стационара и проходит в немецкой столице курс восстановительной терапии.
2 сентября канцлер Ангела Меркель заявила, что специальная лаборатория бундесвера получила «четкие доказательства» того, что Навальный стал «жертвой отравления боевым химическим веществом нервнопаралитического действия группы „Новичок"». 6 сентября министр иностранных дел заговорил в этой связи о строящемся газопроводе «Северный поток — 2»: «Я надеюсь на то, что русские не заставят нас изменить свое отношение к „Северному потоку — 2"». Тем не менее председатель Комитета по внешней политике бундестага Норберт Рёттген (Norbert Röttgen) и прежде всего политики партии зеленых потребовали прекращения строительства газопровода. Журнал «Шпигель» и газета «Бильд» предоставили недавно Навальному возможность в своих интервью назвать российского президента Владимира Путина кукловодом, стоящим за его предполагаемым отравлением, а бывшего канцлера Герхарда Шредера — его «мальчиком на побегушках». Незадолго до этого Шредер в одном из своих подкастов сказал, что «обоснованных фактов» о причастности кого-либо в России к покушению на Навального нет.
В пятницу российский министр иностранных дел Сергей Лавров указал в Москве на то, что Германия и ОЗХО не предоставили никаких доказательств, а в ответ на запросы Москвы ссылались друг на друга. Как Лавров сказал далее, он больше не ожидает от Берлина доказательств, тем более что четыре запроса России об оказании юридической помощи остались без ответа.