Это было очевидно и ожидаемо. Президента Бразилии Жаира Болсонару, поставившего на Дональда Трампа, внесли в колонку «проигравших» в списках правителей, недовольных победой Джо Байдена. Таких немало, в перечень попали совершенно разные страны, например, Израиль, Саудовская Аравия, Турция, Великобритания и Венгрия. Но то, что говорит сейчас президент, способствует быстрой потере его авторитета.
Популярность, построенная на экстренной помощи, столь же недолговечна, как и продолжительность этой помощи. Правительство до сих пор не сообщило, как базовый доход будет включен в бюджет следующего года (по которому, кстати, еще не было голосования). Да, популярность можно вернуть, но это дорого обойдется государственной казне, хотя пока экономика не страдает от серьезных нарушений, о которых постоянно предупреждает министр Паулу Гедес (Paulo Guedes).
С авторитетом все иначе. Президенту не обязательно пользоваться огромным авторитетом, чтобы быть популярным, но, чтобы править, его должны воспринимать серьезно. Болсонару собственными руками уничтожает свой авторитет, становясь смешным. Этот яд разъест любой пьедестал. Те, кто говорят «народные», грубые, оскорбительные, несвязанные с реальностью, жестокие или лживые вещи, однажды тонут в собственных словах.
Битва Болсонару с «китайской» вакциной смогла пробудить недоверие к любой вакцине как раз в тот момент, когда специалисты предупреждают о вероятности начала в Бразилии второй волны covid-19, как это происходит сейчас в Европе и США. Политизация вопроса влияет на веру в две жизненно важные для здравоохранения организации: ту, что производит вакцину (как Институт Бутантан), и ту, что регулирует ее распространение (как Анвиса). Такой результат ужасен для всех чиновников и вызывает серьезные опасения у губернаторов.
Сходным образом можно до бесконечности спорить о том, кто откладывает проведение реформ, касающихся финансовых вопросов: Конгресс или команда Министерства экономики. Однако в политической системе Бразилии право диктовать политическую повестку принадлежит президенту. В воздухе витает все более сложный вопрос: что собирается делать Болсонару помимо поддержания собственной популярности, цена которой с финансовой точки зрения растет.
Из-за ставок Болсонару уровень международной изоляции Бразилии достиг небывалого уровня. В утешение ей остается только стоять в ряду с такими странами, как Китай, Россия и Мехико, которые до сих пор отказываются поздравить Джо Байдена с победой на президентских выборах. Так случилось, что у этих трех стран есть важные разногласия с США, в то время как Болсонару способен обнаружить только одно — Амазония.
Байден упоминал о вероятной помощи объемом 20 миллиардов долларов. Технологический агробизнес и наша энергетическая сеть имеют все необходимое для победы в рывке к «зеленой» экономике. Однако президент предпочитает говорить о «порохе», когда у него заканчивается дипломатическое терпение выносить американское давление относительно вопросов окружающей среды. В случае Бразилии дипломатия сделала ошибку, выбрав вариант подчинения Дональду Трампу. У кого действительно есть «порох», так это у Китая и России, но об этом не говорят.
В любом случае Болсонару не смог объяснить, как в конце концов он собирается использовать порох, чтобы противостоять мошенникам, нацелившимся на наши богатства, раз он считает, что правит страной неженок.
Уильям Ваак — журналист и ведущий CNN.