Новость, что Армения проиграла азербайджанцам, меня — как и других армян — потрясла, но не удивила. По дороге домой в тот день я спрашивал себя: неужто Симон Врацян после падения первой республики чувствовал то же самое? Не то чтобы я считал себя личностью его калибра. Но потеря огромна.
Затем я начал размышлять, делать выводы и задавать вопросы сократическим методом.
Когда наша нация твердо встанет на ноги? Вместо этого мы постоянно обращаемся за помощью к другим странам. Израильтяне давно поняли, что им нужно уметь защищаться и не зависеть от третьих лиц. Но наш народ так и не выучил урок Хримяна Айрика: «Нельзя черпать арису ложкой, когда у остальных черпаки».
Почему нам все время говорят, что Армения — бедная страна без природных ресурсов, окруженная врагами? То же самое можно сказать и об Израиле. Однако израильтяне процветают — благодаря диаспоре. Заметьте, я не поклонник Израиля. То, что они вытворяют с палестинцами, преступно. Но у них есть чему поучиться.
Почему правительство Армении врало нам о ходе войны? Они говорили, что у них все под контролем, хотя война больше походила на неравный бой польской кавалерии против механизированного блицкрига нацистов. Пашинян ждал, пока мы потеряем большую часть Арцаха (так называеют Карабах в Армении — прим. ред.). Неужели он не знал, что правда рано или поздно откроется?
Был ли крайний вариант, и какой? Рассматривался ли удар по бакинским нефтепромыслам и трубопроводам? Я постоянно спрашивал, почему мы этого не сделали? Это перерезало бы поставки нефти и газа на Запад — особенно в Израиль, который 40% своей нефти получает из Азербайджана. Что будет делать Европа, лишившись основного источника нефти и газа? Будут ли они и дальше молчать, когда нас безжалостно атакуют? Ответ был таков: азербайджанцы разбомбят Мецамор.
16 июля 2020 года официальный представитель министерства обороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы сказал: «Армянская сторона не должна забывать, что современные ракетные системы нашей армии позволяют нам нанести точечные удары по атомной электростанции станции в Мецаморе, что приведет к великой катастрофе для Армении». Поэтому, учитывая угрозы и действия Азербайджана, почему бы нам не вывезти из Мецамора ядерные отходы и не развернуть производство грязных бомб? Только, пожалуйста, не говорите мне об ужасах оружия массового уничтожения. Турки и азербайджанцы уже безнаказанно использовали его против мирных жителей и больниц. В эту игру можно играть и вдвоем — и мы так и должны поступить. Если мы сможем превратить Баку в радиоактивную пустыню на следующие 5 000 лет, они лишний раз задумаются. Отсюда вытекает следующий вопрос…
Почему Армения до сих пор не вывела из эксплуатации Мецамор? Любой дальновидный планировщик — политик или военный — рассмотрел бы потенциальные риски и попытался бы свести их к минимуму. Что это значит? Во-первых, Мецамор представляет собой опасность уже много лет — это устаревшая технология советских времен. Но Армения пошла по легкому пути и пользуется этой реликвией до сих пор. Во-вторых, Армении следовало еще давно перейти на чистую энергию — например, ветровую и солнечную. Это создало бы тысячи рабочих мест, а сама идея на фоне попыток остановить глобальное потепление обеспечила бы международное финансирование. Готов поспорить, что диаспора, а она насчитывает примерно 10 миллионов человек, была бы рада помочь — при гарантии необходимых сдержек и противовесов, что деньги дойдут до адресата.
Сколько миллиардов долларов было расхищено за эти годы? В этом повинны практически все, кто поддерживал вереницу режимов в Армении. Представьте, что растраты бы не было — столько бы денег Армения смогла бы потратить на продвинутые вооружения?
Почему Армения до сих пор не разработала собственной защиты от беспилотников и ракет? Это странно, ведь у Армении очень динамичный технологический сектор. Увы, правительство так и не воспользовалось этим национальным ресурсом и не разработало необходимых технологий для борьбы с турецкими и израильскими дронами.
Почему у нас не налажен экспорт военной техники, как у Израиля? У нас ведь есть и светлые умы, и большая диаспора, которая нас поддержит. Вероятнее всего, наша техника была бы более конкурентоспособной по цене, чем израильская. Ответ один: страна не может себе этого позволить. Опять же, давайте поучимся у Израиля: они сотрудничали с диаспорой и получали от нее и деньги, и таланты. Они учредили венчурные фонды для развития, которые предоставили все от «посевных инвестиций» до стартапов. Очевидно, это сработало.
Почему у Армении нет собственного ЦРУ, Моссада или МИ-6? О его создании было объявлено в мае 2020 года. Опять же: слишком поздно.
Почему правительство Армении под влиянием западных неправительственных организаций отошло от России и ОДКБ? Я приветствую западные ценности — но дотоле, доколе они не раздражают стратегических партнеров. Вышло совсем по-другому, и результаты самые катастрофические.
Почему мы по-прежнему ищем поддержки у Запада? Нам нечего предложить их шкурным интересам. На них нельзя полагаться, особенно в момент, когда они нам нужнее всего. Это происходит снова и снова. Когда мы это поймем? Почему мы не крепим отношения с Россией, Ираном, Индией и Китаем, когда они у нас под боком?
Почему правительство Армении открыло посольство в Израиле, когда они продают оружие туркам и азербайджанцам? Какая глупость! Все, чего мы этим добились, — это оттолкнули от себя Иран. Да, во время войны Армения своего посла из Израиля отозвала. Но опять же слишком поздно.
Чего мы добились, оттолкнув Путина? Кому это вообще пришло в голову, если мы, можно сказать, зависим от его щедрости? Посмотрите, что случилось с Украиной, Крымом и Грузией. Разве он не сделал из этого выводов? Может показаться, что Путин решил: пусть Пашиняну разобьют нос. Цена нашей ошибки — тысячи жизней, разрушенная инфраструктура и миллионов долларов.
Мог ли Пашинян вообще справиться с этим вызовом? Пашинян — популист. Я не уверен, что его можно считать стратегом. Проницательным его точно не назовешь, раз он задумал конфликтовать с Путиным.
Почему диаспора видит в Армении только место для отдыха и скупает нам недвижимость? Да, приятно прогуляться по бульвару Абовяна, пройтись по магазинам и пообедать в превосходных ресторанах. Но разве этого достаточно? Диаспоре надо объединить усилия с Арменией, чтобы гарантировать ее будущее — и технологическое, и военное. Почему министерство диаспоры не пытается укрепить доверие между армянами по всему миру и на родине во имя будущего нашей страны? Я не говорю о туризме, школах или церквях. Я говорю о военно-техническом развитии.
Когда мы уже перестанем выпрашивать у диаспоры гуманитарную помощь и начнем просить средства на мощную сеть национальной обороны? За последние несколько недель я получил несколько писем от армянских организаций с просьбой о деньгах для поддержки Арцаха. Опять же это всё гуманитарная помощь. Получается, азербайджанцы лет этак через пять смогут разбомбить все до основания — потому что мы не собрали необходимой военной мощи? Армения должна выйти на должный технологический уровень, чтобы противостоять любому агрессору — и пусть он лишний раз задумается, стоит ли нападать.
Пора разработать комплексный план стратегической обороны, который задействует огромные ресурсы диаспоры — как финансовые, так и технологические — для координации и поддержки предпринимателей в Армении. Тогда и только тогда новый военно-промышленный комплекс сможет разработать передовые технологии для защиты не только Армении и Арцаха, но и всего мира.