Два года назад мне выпала честь читать лекцию для партийных активистов в Славянске в рамках тренингов Международного республиканского института. Русскоязычный таксист лет шестидесяти, не зная ничего обо мне, радостно рассказывал о том, что американцы начали войну в Донбассе. Самое интересное, что «русскую весну» этот персонаж, по его словам, пересидел у дочери, проживающей в США. Параллельно водитель хвалился тем, что в ДНР на 9 мая проводят концерты и бесплатно наливают, а также делают дешевые операции для граждан Украины. Признаюсь, мне стоило больших усилий не ударить дедушку с правой. Если мы не соединим страну — нам навяжут чужие смыслы. Украине нужно включиться в работу со «смыслами». «Смыслами» как объяснением того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На что стоит обратить внимание?
Государство должно работать с блогерами
Модель украинского культурного фонда оказалась действенной. Художники пишут проекты, эксперты отбирают, потом идет реализация. Для сохранения информационного пространства нужно расширить эту модель. Давать гранты блогерам.
Подобные модели работают в большинстве стран. Логика проста: есть контент, который и так будет популярен. А есть контент, который насаждает определенные ценности. Не льстите себе, что «как-то оно будет». Если на Западе такие проекты могут финансировать бизнесмены или отдельные партии, то на Украине эту роль должно взять на себя государство.
Исходим из того, что пользователь украинских стриминговых сервисов будет смотреть то, что есть в тренде. Конкуренция там, откровенно говоря, не будет добросовестной. Задумывались ли вы над тем, что контракты с российскими шоу-ранерами и YouTube-блогерами часто подписывает канал ТНТ, который с 2001 года входит в медиахолдинг Газпрома? Среди проектов, к которым причастен холдинг ТНТ относятся и юмористические, вроде « Big Russian Boss Show» (переодетый в пародийного рэпера юморист) и «Что было дальше?» (пять комиков приглашают знаменитость и пытаются придумать смешное продолжение его истории), которым занимается непосредственно Вячеслав Дусмухаметов, продюсер того же ТНТ.
Также, начиная с 2017 года, россияне работают с блогосферой через гранты президента России на развитие гражданского общества. Деньги получают блогеры вроде Захара Прилепина, воевавшего на стороне террористов во временно оккупированном Донецке. В 2020 году он получил 2,6 миллиона рублей. Для примера, 6 миллионов рублей дали на развитие православного YouTube-канала Faith&fiction протоиерея Александра Пелина. И 12,2 миллиона рублей на профилактику абортов получило Агентство социальных технологий в защиту семейных ценностей.
Лагеря и молодежные обмены дадут прямые контакты людям из разных регионов
В июле были выделены средства на государственную поддержку лагерей «Артек» и «Молодая гвардия». Девяносто процентов путевок выкупило государство для того, чтобы эти заведения пережили коронакризис. Так, в 2020 году пандемия внесла свои изменения. Но почему уже сейчас не начать на базе этих лагерей делать объединяющие Форумы?
Условно говоря, сделать несколько смен для политически ориентированной молодежи. Для творческой молодежи. Для тех, кто нацелен на точные науки. Для каждой смены организовать отбор интересных проектов. Составить программу с участием узнаваемых и популярных людей.
Жители восточной Украины должны увидеть Карпаты. Жители западной Украины должны посмотреть южные степи. Такие лагеря могут обеспечить нетворкинг и развенчать жителям Украины мифы друг о друге. Внуки таксиста из Славянска, о котором я писал выше, должны общаться не с участниками фестивалей в ОРДЛО, куда их потянут старшие родственники в поисках ностальгии и бесплатных «ста грамм». Они должны общаться со своими сверстниками из других регионов. Такие методики работы с детьми имеются в наличии в Украинской академии лидерства, в Пласте.
Государственные проекты должны быть средством пропаганды
Основой драматургии является действие. Все происходящее в государстве может быть представлено как активное действие, а может стать объектом критики. Для примера возьмем самый обсуждаемый проект. О «большой стройке» говорят разное. По вопросам коррупции — пусть занимаются компетентные органы. О качестве дорог — пусть говорят международные эксперты, которых привлекли в небывалом масштабе. Речь не об этом.
Где контент? По разным оценкам, сегодня в рамках проекта «большая стройка» привлечено около семнадцати тысяч человек. Почему нет информации об их жизненных историях? Официальные источники пишут о зарплатах, о ВВП. А где душа?
«По состоянию на первое декабря уже реализовали девяносто четыре процента всего плана на 2020 год. Уже построили сто школ, в которых создали восемь тысяч мест для учащихся. В этом году план перевыполнят и завершат работы еще в тридцати школах», — пишут в канцеляриях. Э-э-э. А где совместная работа русскоязычного и украиноязычного рабочего? Где романтические истории о любви?
Мы можем смеяться над русскими, но они умеют делать ролики о простых людях и качественно это использовать для пропаганды. Надеюсь, еще будут автопробеги и цепи единения. Кадры из совместной работы. Но не видео с надоевшими лицами чиновников.
Истории успеха ученых как альтернатива консюмеризму и «халяве»
Украине срочно нужны отечественные Илоны Маски. Как лидеры мнения. Как участники онлайн-включений на телеканалах. Как гости Дмитрия Гордона (да, у него есть аудитория, с которой нужно работать).
Таких Илонов Масков надо продюсировать на государственном уровне. Приглашать к президенту. Чтобы вдохнуть жизнь в «украинскую мечту». Технологическую, а не аграрно-феодальную.
У них должны быть обычные фамилии. Они не должны быть детьми Авакова или Порошенко. Они должны быть из Днепра, Николаева, Одессы, Киева… Любой город. Просто чтобы была альтернатива «русскому миру» с их «Сколково» и электрокарами от «Лады».
Такие персонажи нам нужны для того, чтобы перевести дискуссии о прошлом на модели поведения для тех, кто подрастает.
Есть ли такие люди?
Есть! Алексей Пахунов из Житомира, работающий старшим инженером в Space X. Максим Поляков из Запорожья, основатель Firefly Aerospace, которая является конкурентом компании Илона Маска. Ярослав Ажнюк, соучредитель PetCube, одного из первых украинских стартапов. Список можно продолжить. Главная задача — сделать популярной работу головой. Иначе тренд понятен.
Украина находится в трудной ситуации кризиса экономики, идеологии, роста недоверия к силовым органам и политикам. Для того, чтобы не стать легкой добычей для более агрессивных соседей нам нужно возвращаться к истокам. Объяснять, какой должна быть Украина. И что является успехом.
Иначе борьбу за будущее выиграют смыслы из популярного трека рэпера MorgenStern с понятным месседжем: «Как дела? Как дела? Это новый Cadillac. Делать деньги, делать деньги». Тренд мировой. Просто в других государствах пытаются создать прослойку тех, кто думает глубже.