Азербайджан длительное время отрицал применение пилотируемой ударной авиации в войне в Карабахе, но сегодня впервые были опубликованы данные о действиях штурмовиков Су-25, которые представляют большой интерес и для нас, поскольку понимание тактики дает понимание места пилотируемой авиации в современной войне, направление модернизации и боевой подготовки. Как в Азербайджане, так и в Армении, и в Украине Су-25 — основной ударный самолет для работы на фронте, но азербайджанцы развивают свои вооруженные силы более системно, чем Украина, и нам есть чему у них поучиться.
Азербайджанцы заявили, что авиация совершила более 600 боевых вылетов, признана потеря 1 штурмовика Су-25 — при этом погиб лучший азербайджанский пилот-штурмовик, полковник Заур Нудиралиев, посмертно удостоенный звания «Герой Отечественной войны».
Майор Джавид Фараджев:
«Когда СУ-25 летит на низких и средних высотах, высока вероятность его поражения средствами противовоздушной обороны. В Отечественной войне противника сломили точечные бомбовые удары СУ-25 с больших высот. Нудиралиев также впервые осуществил сброс бомб с лазерным наведением со штурмовика СУ-25. Благодаря этой тактике, которой он обучил и своих учеников, мы смогли получить большое превосходство в боях».
Подполковник Эльчин Мамедов (ведомый Нудиралиева):
Итак, какие выводы мы делаем из рассказа.
1. Азербайджан закупил в 2008-10 годах 16 штурмовиков Су-25 в Грузии, которые, по данным СМИ, прошли модернизацию израильской фирмы «Элбит», и получили возможность применять днем и ночью управляемое оружие. Установка новой прицельной системы и управляемых бомб, по сути, изменили класс Су-25 и тактику применения — вместо ударов на малой высоте азербайджанцы применяют штурмовик как легкий высотный бомбардировщик. Судя по видеороликам Минобороны Азербайджана, Су-25 применяли для поражения армянских узлов обороны на главных направлениях управляемыми бомбами 250-500 кг, которые дроны Байрактары не поднимут.
2. Авиацию применяли сосредоточенно на главных направлениях. 4 октября азербайджанские ударные части вышли к Джебраилу и завязали сражение за этот ключевой узел обороны. Для непосредственной поддержки и обеспечения прорыва на главном направлении в бой бросили все — включая Су-25.
3. Су-25 применяли для поражения целей на передовой так, чтобы время нахождения в зоне действия армянской ПВО было минимальным. Атака с большой высоты планирующими бомбами позволяет не опасаться поражения оружием пехоты, включая ПЗРК. Но Су-25 на большой высоте — легкая цель для зенитно-ракетных комплексов ПВО. Армянские ЗРК могли поразить штурмовик только при включении радара, и азербайджанская радиоэлектронная разведка могла обнаружить район включения радара и предупредить свои самолеты. Как мы видели, в таком случае туда направляли дроны для уничтожения ЗРК. Однако под Джебраилом 4 октября армянский ЗРК, очевидно, действовал из засады, радар включился уже на отходе штурмовиков от цели, разведка не успела предупредить пилотов. На передовой армяне применяли ЗРК «Оса-АКМ», вероятно, поразить штурмовик удалось именно этой системе.
4. Судя по мгновенной потере связи с штурмовиком Нудиралиева, ракета поразила пилота. Вряд ли он мог направить куда-то самолет, очевидно, падение было неуправляемым. Су-25 не имеет радара для обзора задней полусферы, поэтому ни Нудиралиев, ни Мамедов пуска ракеты не видели, только сигнал облучения. Су-25 не оснащается станциями помех и радиоэлектронной борьбы, способными сорвать захват и уйти от ракеты, ведь штурмовик проектировали так, чтобы он спасался от ракет ПВО на малых высотах.
В дальнейшем азербайджанцы обеспечивали защиту штурмовиков от ПВО тщательной электронной и оптической разведкой. Вот как Су-25 совместно с дронами 9 ноября уничтожили новейший армянский зенитно-ракетный комплекс Тор-2МКМ производства РФ под Мартуни.
Тор был обнаружен электронной разведкой по излучению работающего радара, в район действия направили дрон Хароп, который обнаружил Тор и поразил его, когда машина зашла в укрытие. Затем по ангару нанес удар Байрактар и в завершение прилетел Су-25 и добил тяжелой управляемой бомбой.
Интересно, что в ходе боев под Шушей 5-9 ноября при низкой облачности фактов применения Су-25 не установлено, что говорит о нежелании применять авиацию в сложной обстановке, где риск поражения средствами ПВО был высоким.
5. Эффективность применения пилотируемой азербайджанской ударной авиации судя по потере всего 1 самолета на 600 вылетов оказалась очень высокой. Однако интенсивность применения пилотируемой авиации была невысока — имея как минимум 15 боеготовых машин, получаем за 44 дня нагрузку меньше 1 вылета в день на машину. Очевидно, азербайджанское командование стремилось действовать наверняка, и максимально снизить риск для пилотируемых самолетов. Основная причина — беспилотные ударные дроны заняли безоговорочное первое место как самая эффективная и смертоносная система вооружений в войне. Азербайджанцы рисковали дронами — малозаметными и менее уязвимые перед армянской войсковой ПВО — большая часть точных ударов с воздуха нанесена дронами. Байрактары несли мощную оптико-локационную станцию, которой на Су-25 нет. По сути, единственным преимуществом Су-25 у азербайджанцев остался вес боеприпасов, которые он может нести по сравнению с Байрактаром. Дроны нового поколения, способные нести большую нагрузку, скоро лишат Су-25 и этого последнего преимущества.