В 1972 году президент Ричард Никсон нанес официальный визит в Китайскую Народную Республику. Этот визит готовился несколько лет, и по его итогам после четвертьвековой политической изоляции были возобновлены прямые дипломатические контакты между Китаем и США.
Пик оттепели пришелся на 1979 год, когда Соединенные Штаты в полном объеме установили дипломатические отношения с КНР.
Никсон в ходе визита руководствовался стремлением получить новые рычаги давления на Советский Союз и добиться содействия Китая в достижении мирного соглашения между Северным и Южным Вьетнамом. Эта поездка состоялась в обстановке усиления советского влияния во всем мире. В особенности США беспокоило мощное укрепление советского океанского флота и та разнообразная поддержка, которую Москва оказывала подрывным режимам во всем мире.
Заигрывание с Китаем началось в то время, когда советско-китайские отношения ухудшались. Ситуация усугубилась из-за неоднократных военных столкновений между Китаем и СССР в 1969 году на реке Уссури, разделяющей две страны. В то время ходили слухи, что Москва думает о нанесении ядерного удара по китайскому ядерному полигону в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В условиях быстрого наращивания советских вооруженных сил на границе с Китаем китайские руководители сделали вывод, что СССР представляет для КНР большую опасность, нежели США.
Характеризуя разрядку Никсона в отношениях с Китаем, многие в то время говорили, что он «разыграл китайскую карту». Теперь этот термин вошел в учебники истории.
Но переместимся на полвека позднее. Китай и США сегодня являются главными врагами друг для друга. Они ведут по всему миру масштабное военное, экономическое, технологическое и дипломатическое соперничество.
Россия, ставшая правопреемницей Советского Союза, уже не обладает статусом мировой сверхдержавы, какой являлся СССР. У нее экономика по размерам меньше, чем у Техаса, она очень сильно зависит от экспорта сырья, прежде всего нефти и газа, и у этой страны нет почти никаких шансов вновь обрести такой статус.
Но у Москвы по-прежнему значительная армия, она обладает неплохими возможностями демонстрировать силу на своей периферии, имеет мощный арсенал межконтинентальных ядерных ракет и обширный военно-промышленный и технический комплекс.
Сегодня Россия является самой слабой страной в тройке США-Китай-Россия. Не попытается ли Путин разыграть собственную «китайскую карту», чтобы получить рычаги давления на США?
Россия и Китай
За последние 10 лет Москва существенно расширила экономические отношения с Китаем, который сегодня является самым крупным в мире импортером нефти и газа. Обычно эта страна входит в первую тройку глобальных импортеров по большинству видов сырья. А поскольку КНР является одним из крупнейших в мире импортеров углеводородов, Москве имеет смысл искать в Китае новые рынки, особенно в связи с тем, что из-за американских и европейских санкций, введенных против Москвы за захват Крыма в 2014 году, на пути ее энергетического экспорта в страны ЕС возникли серьезные препятствия.
Из-за санкций Россия также лишилась доступа к капиталу западных финансовых институтов. Поэтому Москва все чаще заглядывается на Пекин, когда ей нужно профинансировать свои энергетические и прочие сырьевые проекты. Так, китайский капитал занимает заметное место в проекте «Ямал СПГ» и будет играть важную роль в долевом финансировании газопровода компании «Газпром» «Сила Сибири» стоимостью 55 миллиардов долларов. В рамках данного проекта будут разрабатываться якутские газовые месторождения Чаяндинское и Ковыктинское, и будет построен трубопровод для перекачки газа в город Хэйхэ в провинции Хэйлунцзян. Там он соединится с уже действующим трубопроводом Хэйхэ — Шанхай.
Пекин включил проходящий по различным морям Северного Ледовитого океана российский Северный морской путь в свою масштабную программу по развитию инфраструктуры под названием «Один пояс, один путь», и назвал его «Полярным Шелковым путем».
Москва также играет определенную роль в модернизации китайских вооруженных сил. Китай издавна является одним из ведущих покупателей российского оружия, уступая только Индии. В 2018 году на долю Китая приходилось около 14% от общего объема российского экспорта вооружений, составляя в сумме примерно 15 миллиардов долларов.
Россия поставила в КНР многоцелевые истребители Су-35. Он несет на борту как управляемые, так и неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также обычные и корректируемые авиабомбы. Две страны совместными усилиями разрабатывают тяжелый транспортный вертолет военного назначения.
А еще Кремль поставил в Китай шесть зенитно-ракетных комплексов большой дальности С-400. Такую же систему недавно приобрела Турция. Российские комплексы усилят китайскую систему противовоздушной обороны. Развертывание С-400 позволит Китаю создать бесполетную зону над Тайваньским проливом.
Москва помогает Китаю в строительстве системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. В настоящее время такими возможностями обладают только США и Россия.
Две страны также расширяют масштабы совместных военных учений. До 2018 года главным сценарием таких учений была борьба с терроризмом. Но начиная с учений «Восток-2018», стороны отрабатывают вопросы подготовки и взаимодействия при проведении оборонительных действий и контрнаступлений.
Разыгрывая китайскую карту
Путин без стеснения намекает на то, что рассматривает возможность формирования более официального альянса с Китаем. Когда 20 октября на заседании дискуссионного клуба «Валдай» президенту задали вопрос о перспективах создания военного союза с КНР, он ответил: «Вообразить все можно. Мы перед собой такой задачи сейчас не ставим. Но в принципе и исключать этого не собираемся».
Дискуссионный клуб «Валдай» — это созданный в 2014 году московский аналитический центр и дискуссионный форум. Его часто используют в качестве площадки для подачи сигналов об изменении российской политики и для зондирования почвы.
С другой стороны, несмотря на выгоды от расширения российско-китайского сотрудничества, долгосрочные интересы России и Китая существенно разнятся.
Китай принял Россию в свою программу «Один пояс, один путь», но она противоречит ее долгосрочным интересам. Если эта инициатива будет реализована, бывшие советские республики Центральной Азии, или так называемые «станы» (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Киргизия и Азербайджан) будут вовлечены на экономическую орбиту Китая, а возможно также, на его политическую и дипломатическую орбиту.
Москва намеревалась включить эти бывшие советские республики в свой Евразийский экономический союз, таможенный союз и общий рынок, и использовать свое географическое положение с выходом на энергетические рынки Европы для получения транзитных сборов и политических преимуществ за счет экспорта центральноазиатских энергоресурсов в Европу. Но если этот энергетический экспорт пойдет на восток в Китай, влияние Москвы на «станы» существенно ослабнет, пусть даже в ближайшей перспективе она сможет предложить им доступ к существующей российской трубопроводной и железнодорожной инфраструктуре. Но в долгосрочной перспективе эти страны станут прямыми конкурентами России в борьбе за экспорт углеводородов в Китай.
Подписанный в 1991 году Советско-китайский договор о границе якобы урегулировал пограничный спор между двумя странами. Но китайские историки с негласного одобрения Пекина продолжают критиковать «неравноправные договоры», заключенные в 19 веке между Российской империей и империей Цин. Они утверждают, что спорные территории должны быть возвращены Китаю. По Айгунскому договору от 1858 года и Пекинскому договору от 1860 года под контроль России было передано примерно полтора миллиона квадратных километров китайской территории в Маньчжурии и западном Китае.
На 18-м и 19-м съездах Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин призывал «восстановить суверенитет над китайскими территориями, утраченными из-за навязанных Китаю враждебными иностранными державами неравноправных договоров».
Более того, в настоящее время на Дальнем Востоке России работают миллионы китайских иммигрантов, как легальных, так и нелегальных. Москва закрывает глаза на китайскую миграцию, поступая так из-за того, что этому региону хронически не хватает рабочей силы, и потому что значительная часть легальной иммиграции связана с китайскими инвестициями на Дальнем Востоке.
Российские жители этого региона заявляют, что незаконная миграция фактически является китайским вторжением. Они с тревогой говорят о том, что Пекин намерен вернуть свои исторические территории и много чего еще. Эту обеспокоенность подчеркнул снятый в 2015 году местными кинематографистами фильм «Смертельный друг — Китай». Он стал сенсацией в российском интернете и набрал множество просмотров.
Но непонятно, что получит Китай от формального альянса с Россией — военного или какого-то другого. Китайская торговля с Россией составляет менее двух процентов от общего объема. А торговля Китая с США равна 20%. Более тесные отношения с Россией не увеличат существенно это соотношение. Пока США и ЕС вводят санкции против российских энергетических компаний, китайский спрос на энергоресурсы и инвестиционный капитал будут обеспечивать этой стране преимущества в отношениях с Москвой.
Военный союз между двумя странами обременит Китай существенными обязательствами и привяжет его к слабеющей державе. Пекин может оказаться втянутым в конфликты, которых он старательно избегает.
Возможность возникновения российско-китайского альянса создает значительные проблемы для США, особенно для его военной группировки в Восточной Азии и в западной части Тихого океана. Неудивительно, что Кремль пользуется этой угрозой, чтобы получить больше рычагов давления на США. Россия не одинока в этом отношении. Пекин также получает выгоды от розыгрыша «российской карты», которая позволит ему усилить давление на Соединенные Штаты.
Российские и китайские интересы в долгосрочной перспективе будут существенно расходиться, и во многих случаях они будут противоположны друг другу. Но обе страны будут использовать расширение военного и экономического сотрудничества в краткосрочной перспективе, чтобы получить больше рычагов воздействия на Америку и свести к минимуму последствия от американских санкций против них.
Более того, даже если их сотрудничество не приведет к созданию военного союза, расширение российско-китайских военных связей и стратегического взаимодействия будет создавать существенные препятствия господству военно-морских сил США в западной части Тихого океана.
Это очень маловероятно, но не исключено, что Пекин согласует с Россией одновременные удары каждый по своему направлению: Китай против Тайваня, а Россия против прибалтийских государств.
Еще важнее связанный с этим вопрос о том, надо ли США стремиться к нормализации отношений с Москвой, чтобы разыграть «российскую карту» на переговорах с Пекином.
В конечном счете Россия и Китай могут не согласиться на создание формального военного союза. Чтобы получить рычаги влияния, достаточно просто намекать на существование такой возможности. Даже если Путин готов разыграть свою китайскую карту, далеко не факт, что Пекин захочет пойти ему на уступки.
Что бы ни сделала каждая из этих стран в конечном итоге, эта карточная игра только начинается.