Сегодня начинается подача природного газа по газопроводу „Балканский поток", который является продолжением „Турецкого потока". Этот проект, от которого Болгария выиграет, хотя и намного меньше, чем выиграла бы от провалившегося „Южного потока", было очень сложно реализовать. Иностранные интересанты сделали все возможное, чтобы его заблокировать, но чудом им не удалось. Мы одержали маленькую балканскую победу над атлантическим эгоизмом.
Именно в этот день можно вспомнить некоторые важные факты болгарской газовой одиссеи
С 2000 по 2019 год через Болгарию ежегодно прокачивалось около 15-16 миллиардов м3 газа, которые давали доходы в размере около 200 миллионов левов (около 100 млн. евро) в год от транзитных сборов, что составляет около 17 миллионов левов (около 8,5 млн. евро) в месяц. Однако наша нерешительность, наша недальновидность, карьеризм и жадность отдельных политиков, плюс страстное желание, чтобы нас похлопали по плечу главные „доброжелатели" Болгарии, привели к постоянным переменам настроения наших властей, в результате чего проект „Южный поток" был закрыт навсегда.
С закрытием этого важного газового проекта (который гарантировал нашей стране увеличение транзита через нашу территорию в 3,94 раза, а именно 3,94 x 16 = 63 млрд. м3/год) Болгария потеряла около 790 млн. левов ежегодных доходов от транзитных сборов.
Однако нашим безрассудством воспользовалась Турция, получив возможность прокачивать дополнительные потоки природного газа через свою территорию в огромных объемах до 75-80 миллиардов м3 в год.
В истории было много хороших примеров, которые показывают, что проигрывают маленькие и трусливые, которые воображают себе, что „все могут и все знают".
И как Россия отреагировала на провал „Южного потока"?
В газовой сфере, как и во всех других важных для России отраслях, у нее есть несколько заранее разработанных стратегических вариантов. После закрытия „Южного потока" он практически сразу был преобразован в два других проекта — „Северный поток — 2" (2 трубы x 27,5 = 55 млрд. м3/год) и „Турецкий поток" (2 трубы x 15,75 = 31,5 млрд. м3/год).
Приложив немалые усилия, Болгарии удалось провести по своей территории один из двух трубопроводов „Турецкого потока" в направлении Сербии, Венгрии и Австрии. Нельзя упускать из виду тот факт, что если убрать объемы потребления газа в самой Болгарии, остается около 12 млрд. м3 в год для транзита через территорию страны, при условии максимальной загрузки второй трубы „Турецкого потока". Это, за исключением коротких периодов в году, стоит признать, довольно трудно реализуемо.
На фоне годового транзита порядка 16 млрд. м3, реализуемого с 2000 г. по январь 2020 года, и на фоне уничтоженного „Южного потока" мощностью 63 млрд. м3 в год легко выявить и увидеть факты в их истинном свете: благодаря своей внешней политике Болгария потеряла не только огромные доходы, более того — она увеличила свою энергетическую зависимость, потому что спасательный для Болгарии „Балканский поток" по пути в Болгарию сначало проходит через территорию соседней Турции, где газ сразу становится турецким, и мы попадаем в зависимость от Турции.
Продолжая вышеизложенное, оценки экспертов показывают, что на сегодняшний день при потреблении в Европе около 500 млрд. м3 в год, к 2025 году Европе потребуется ежегодно дополнительно импортировать около 50-60 млрд. м3 природного газа, а к 2035 году — около 80-85 млрд. м3 в год.
Даже если мы посмотрим на существующие пессимистические прогнозы, предполагающие, что спрос на природный газ в Европе вообще не будет расти, а со временем будет снижаться, то к 2025 — 2030 гг., из-за снижении местной добычи природного газа, Европе потребуется дополнительно импортировать по меньшей мере около 70-80 млрд. м3 газа в год. И здесь уместно отметить, что этот огромный объем не полностью законтрактован и не обеспечен ни транспортом, ни адекватной инфраструктурой.
Если бы мы в Болгарии проанализировали эти прогнозы с большим вниманием и профессионализмом к интересам нашей страны, мы никогда бы не допустили провала „Южного потока". Более того — допустив эту ошибку во внешней политике Болгарии, мы сделали вторую — построили „Балканский поток" протяженностью 474 км (по маршруту уже закрытого „Южного потока"), с двумя новыми компрессорными станциями, что нам обошлось примерно в три раза дороже, чем строительство одной дополнительной нитки большего диаметра длиной около 150 км от Ихтимана (Болгария) до Димитровграда (Сербия) и реконструкцией некоторых существующих компрессорных станций в южной Болгарии. Таким образом, для траспортировки природного газа по направлению „Турция — Сербия", это позволило бы нам использовать южную часть существуюшей газотранспортной системы Болгарии к тому же, как было уже отмечено — с меньшими инвестициями и с более короткими сроками реализации.
Несмотря на многочисленные выступления в СМИ и изощренные пиар-кампании, мы все яснее понимаем, сколько выиграла бы Болгария и, следовательно, вся Европа, если „Южный поток" был бы реализован в той полноте, в которой он был задуман. С каждым днем все это будет становиться все более понятным для все большего и большего количества людей….
Тем не менее, день начала подачи газа по газопроводу „Балканский поток" — хороший день для болгарских интересов. А Болгария, Сербия, Венгрия и Австрия вместе добились маленькой победы над великим атлантическим эгоизмом.