После мошеннического переизбрания в августе 2020 года белорусский президент Александр Лукашенко несколько месяцев занимался подавлением массовых мирных протестов, бушевавших в стране. Но, несмотря на мнимое спокойствие, люди не дают себя запугать, постоянно меняют тактику, чтобы ввести в заблуждение режим.
После масштабных маршей прошлой осенью в Минске и других городах демонстрации стали более локальными и рассредоточенными и проходят в жилых районах по всей стране. Оппозиционные хакеры блокировали сайты правительства и взламывали онлайн-трансляции государственных СМИ, чтобы выставить напоказ «грязное белье» режима и разоблачить жестокие действия сил безопасности.
Когда СМИ стали мешать в осуществлении деятельности, гражданские журналисты начали записывать все, чтобы показать, что властям не стоит рассчитывать, что они смогут скрывать преступления. До сих пор белорусы прибегают к саботажу в небольших масштабах, повсюду демонстрируют флаг оппозиции и аналогичные символы.
Финансы заканчиваются
Лукашенко продолжает защищаться. Он требует убрать все критикующие режим граффити и закрашивать их, если они появятся вновь. Он даже приказал доставать оппозиционные флаги из-подо льда замерзших озер.
Продолжающаяся активность оппозиции заставила правительство пойти на дополнительные расходы, оказавшиеся для него слишком высокими. Низкие цены на нефть и калийные удобрения, закрытие границ, утечка молодых специалистов, сопротивление рабочих заводов, санкции ЕС и США, пандемия коронавируса — все это привело режим на грань распада. Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк отказались предоставлять ему средства.
В связи с этим властям пришлось потратить около 1,5 миллиардов долларов из валютных резервов страны, чтобы поддержать курс белорусского рубля и покрыть государственные долги. Независимый белорусский экономист Алесь Алехнович считает, что режим стремительно движется к экономическому коллапсу. 1 сентября резервы Центробанка еще составляли 7,5 миллиардов долларов, но только 40% были в зарубежной валюте.
Между Путиным и Лукашенко нет никакой мужской дружбы
Министерство финансов в состоянии продержать страну в относительно стабильном состоянии несколько месяцев. Но затем финансовые сложности усугубятся, что в свою очередь может вызвать следующую волну протестов. По словам Алехновича, дефицит бюджета в 2020 году может составить около 2 миллиардов долларов, такой же уровень ожидается и в 2021 году. Лукашенко придется не только направить 4 миллиарда долларов на погашение долгов, но и еще 2 миллиарда выделить на устранение дефицита бюджета.
Чтобы пережить зиму, Лукашенко понадобится масштабная финансовая помощь из России. Поскольку Кремль знает, что режим не в состоянии выплачивать долги, он будет сдержаннее в оказании поддержки или сопроводит ее жесткими условиями. В обмен на крепкий курс валюты Кремль потребует ослабления белорусского президента и доступа к экономике для российских олигархов и госкомпаний. Лукашенко не стоит рассчитывать одновременно выполнить эти требования и остаться у власти.
Не секрет, что российский президент Владимир Путин и Лукашенко относятся друг к другу с презрением. Много лет Лукашенко обманывал Кремль, нарушая соглашения типа «нефть в обмен на суверенитет». Это объясняет, почему Москва напрямую не вмешалась в подавление протестов. Кремль мог бы легко пережить падение Лукашенко, особенно если на смену ему придет пророссийский преемник.
Создается пророссийская партия
Независимая газета Insider, офис которой расположен в Москве, сообщает, что Кремль основал в Белоруссии новую пророссийскую партию. Цель партии «Право народа» — заручиться поддержкой медийных фигур, правящих элит и правительственных чиновников, партия будет готова выступать против Лукашенко (и за более тесные связи с Москвой).
Проект «Право народа» возглавляет российский генерал Владимир Чернов, который ранее руководил действиями Кремля по предотвращению цветных революций в постсоветских странах. Сейчас он создает сеть из 1,2 тысяч потенциальных кандидатов от оппозиционных партий. Один из пунктов программы — требование приватизации, что будет означать продажу крупнейших белорусских компаний российским олигархам или госконцернам, таким как Газпром.
Схожие инициативы Кремля проводились в Молдавии, Грузии и Армении, где Россия «разрешала» пророссийски настроенным фракциям оппозиции осуществлять недемократические свержения правительств. Белоруссия для Кремля несравнимо важнее, чем эти страны, но ситуация деликатная. Из-за украинского опыта Москва знает, что применение силы может дать крен в другую сторону и лишь подстегнуть чувство общей идентичности и солидарности.
Службы безопасности колеблются
Конечно, это уже случилось, ведь люди в Белоруссии готовятся весной снова выйти на улицы. Спустя месяцы накопления опыта и роста силы они станут страшными противниками для изнуренных сил безопасности Лукашенко. На самом деле еще есть шанс, что независимое оппозиционное движение победит диктатора и избежит участи попадания под влияние России.
Таким образом, нельзя сказать, что белорусский народ капитулировал, только из-за того, что на улицы Минска больше не выходит по 200 тысяч человек еженедельно. Протесты просто сместились и изменили свою форму.
Главный фактор сейчас — силы безопасности Лукашенко. BYPOL — инициатива, созданная силовиками и оказывающая сейчас поддержку оппозиции, хотя они, как и прежде, работают на режим, — публикует все больше материалов, свидетельствующих об упадке дисциплины и морального духа среди спецназа и милиции. Представители государственной элиты все активнее покидают страну, а те, кто остался, делают это не по убеждениям. Похоже, режим разрушается изнутри.