Арест и поспешное вынесение приговора Алексею Навальному в начале этого месяца привели к масштабным протестам в России в поддержку лидера партии «Россия будущего», который чудом избежал убийства в августе 2020 года.
Пьер Бинетт, профессор Школы прикладной политики Университета Шербрука и эксперт по России считает, что это всего лишь один из эпизодов в череде остальных. Причина в том, что популярность президента Путина остается чрезвычайно высокой, несмотря на экономические трудности последних лет. Если в этой неуправляемой стране произойдет возврат к большей демократии, «весьма вероятно, что существенные изменения произойдут внутри самого режима», — сказал он.
La Tribune: Можно ли назвать Алексея Навального настоящим реформатором?
Пьер Биннет: На протяжении нескольких лет Навальный был главным политическим оппонентом Владимира Путина. Он неоднократно осуждал его авторитаризм и отсутствие демократии в России. В настоящее время очень сложно бросить вызов Путину. Навальный сделал несколько репортажей, в том числе наделавший много шума о богатстве Дмитрия Медведева, бывшего премьер-министра Путина и человека, который заменял его между двумя президентскими сроками.
— Противостояние между Путиным и Навальным носит скорее личный характер, чем идеологический. Что предлагает Навальный, помимо борьбы с коррупцией?
— Вот здесь не очень понятно. Да, Навальный — активный борец с коррупцией, как и многие другие в прошлом, поскольку даже в советские времена режим был довольно коррумпированным. Вот почему оппозиционеры независимо от того, правые они или левые, почти всегда делают ставку на борьбу с коррупцией и отсутствием демократии. Это их главный козырь.
Изначально Навальный был скорее западником в том смысле, что он ратует за сближение с Европейским союзом и странами Запада. Он даже предлагает России вступить в НАТО. В то же время он участвовал в нескольких форумах и манифестациях, близких к крайне правым, которые проявились во многих странах бывшего коммунистического блока, таких как Венгрия, где эти группы решительно выступают против иммиграции, особенно из Средней Азии.
— Разве его самого не подозревали в коррупции?
— Несколько раз российские власти прижали его. Первый эпизод был связан с компанией «Кировлес», а совсем недавно разразился скандал с французской компанией «Ив Роше». Оба раза его обвиняли в хищении денежных средств.
Но нужно быть осторожным в суждениях, когда речь идет о предъявлении обвинений в России. Следует отметить, что борьба, которую он ведет с российской властью, требует денег. Где он достал эти деньги? Конечно, есть что выяснить. С другой стороны, при нынешней российской системе правосудия довольно легко предоставить любые более или менее обоснованные доказательства.
Не думаю, что он белый и пушистый. У него могут быть контакты за рубежом, которые не одобряются в российском обществе.
— Он поддерживал определенные контакты во время своей учебы в Йельском университете. Хорошо ли это, когда вы стремитесь к власти в России?
— Его обвиняют в получении средств от американских организаций. Но в этом нет ничего нового. Владимир Путин сохраняет свою популярность в течение нескольких лет, несмотря на серьезные экономические трудности в России. Он практикует экономический национализм, внимательно прислушиваясь к международному сообществу. Он является оплотом борьбы против культурного и политического империализма Запада. Поэтому он будет искать поддержку в арабском мире, особенно в странах Организации исламского сотрудничества, которые разделяют те же опасения по поводу притязаний Запада.
К борьбе за власть у Путина системный подход. Он умный, рациональный и стратегически мыслящий человек. К этому политическому реализму он добавил то, что я назвал бы цивилизационным подходом, поскольку к кругу своих полномочий он добавил защиту некоторых цивилизаций от западного империализма. Отсюда и протест против внешнего вмешательства, прекрасным примером которого является Навальный.
— Учитывая результаты выборов с момента прихода Путина к власти в 2000 году, можем ли мы говорить о честном избирательном процессе?
Даже сегодня Путин остается невероятно популярным, несмотря на то, что он стремительно теряет позиции из-за экономического кризиса.
— Путину все же удалось значительно улучшить уровень жизни россиян с 2000 года?
— Действительно, ему удалось остановить экономический кризис, потрясший страну после распада СССР в 1991 году. Он снизил инфляцию до разумного уровня после пика в 2000 процентов. Этому способствовал резкий рост цен на нефть и газ на международном рынке. Поскольку цена на углеводороды начала падать, Путин столкнулся с новыми экономическими трудностями из-за сокращения экспорта в Европу. Несмотря на годы процветания, российская экономика по-прежнему зависит от эксплуатации природных ресурсов и по-прежнему зависит от колебаний на рынке.
— Новые президентские выборы должны состояться в следующем году. Может ли у Путина возникнуть соблазн снова баллотироваться несмотря, что его «два срока подряд» истекают?
— Конституционная реформа, которую он провел в прошлом году, позволяет ему баллотироваться в президенты, поскольку она обнуляет все его предыдущие сроки. Пойдет ли он на новый срок? Было бы рискованно сказать «нет». Но мы знаем одно — он все меньше и меньше участвует в действиях российской власти. Он все чаще проводит время в своих владениях на Кавказе и редко появляется в Москве. Он постепенно удаляется от центра власти. Создается впечатление, что он будет баллотироваться на следующий срок, но у меня такое ощущение, что речь идет о подготовке к смене власти.
— Ностальгирующие по сталинской эпохе обнаруживают ее черты в авторитарности и твердости Путина?
— В постсоветский период в России было несколько довольно неудачных лидеров, которым не удалось восстановить страну. Путин заставил признать себя, представ сильным человеком, способным сражаться против чеченских исламистов.
Когда он пришел к власти, его в основном поддерживал петербургский клан, откуда он родом. У него также было несколько союзников в Москве, особенно в спецслужбах. Но ему удалось значительно расширить свою круг, чтобы создать систему власти, способную оказывать сопротивление извне. При этом он сам не всегда находится на передовой.
— Тем не менее, мы знаем реформаторов, пришедших к власти с планами открыть путь демократии, прежде чем уйти, как Путин.
— Надо признать, что управлять Россией очень сложно. Практически нереально, чтобы решения, принятые в Москве, устроили бы всех губернаторов регионов, многие из которых являются маленькими диктаторами, даже более непримиримыми, чем Путин. Тем, кто считает Канаду мультикультурной страной, стоит взглянуть на Россию. Там огромное количество культур, языков и религий, и требуется железный кулак, чтобы их всех объединить.
— Русские обречены жить в полутоталитарном государстве?
— Я так не считаю. За последние пятьдесят лет в стране произошло несколько улучшений. Особенно в направлении политических свобод, и экономический вопрос идет следом. Путин вселил в людей надежду, особенно когда пришел к власти. Мы склонны забывать об этом, но после терактов 11 сентября 2001 года в США Россия решительно поддержала борьбу с исламистским терроризмом, особенно в Афганистане.
— В России, чтобы выйти на акции протеста, нужно много мужества из-за репрессий полиции. Дают ли результаты эти протесты?
— Протест идет в основном от пролетариата, но изменения осуществляют верхушка иерархии. Преобразования осуществил Горбачев, а не народ.
Вот почему я говорю, что весьма вероятно, что существенные изменения произойдут внутри самого режима. Во времена СССР Бориса Ельцина считали крутым парнем, и он стал реформатором. Можно предположить, что путь к преобразованиям будет лежать в преемственности Путина.
И не надо думать, что демонстрации на улицах не имеют никакого влияния на власть, даже если их подавляют. Власти наблюдают за происходящим. Фактически, в мире нет ни одного режима, который бы был равнодушен к настроениям народа.